Время новостей
     N°207, 12 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.11.2004
Не без джаза
В Москве есть фестивали на любой вкус
Почти весь ноябрь в городе идут музыкальные фестивали, ни один из которых не претендует на всенародный интерес и внимание первых лиц. Зато каждый обладает своей стратегией, сферой влияния и интересов, узнаваемой атмосферой и кругом посвященных.

Камерный «Арт-ноябрь. Русское искусство» в Особняке князя Голицына изящно рассказывает о русской музыке и русских филармонических камерных музыкантах: в ноябре играют «Брамс-трио», «Московское трио», квартет Шостаковича, «Академия старинной музыки» Татьяны Гринденко.

Крупногабаритная «Московская осень», представляющая новые сочинения огромного количества российских композиторов, теперь знакомит и с чужеземной новой музыкой, делает привлекательные концерты-портреты (например, Фараджа Караева -- 17 ноября), задействует не только энтузиастов, но и лучшие силы российского исполнительства (к примеру, башметовских музыкантов). И не только заполняет профессиональные будни Дома композиторов, но и выливается на все сцены Консерватории (например, «Концерт концертов» с музыкой Корндорфа и других в БЗК 16 ноября).

Самый заметный, эстетский, живой и непредсказуемый по части, собственно, содержания -- ежегодный международный фестиваль памяти скрипача Олега Кагана, который устраивает его вдова виолончелистка Наталья Гутман при поддержке Московской филармонии. Принцип составления программ сохранился с тех пор, как Гутман, тогда еще без государственной помощи, решила собирать в концертах близких людей, любимых друзей, их подросших детей и самых лучших партнеров легендарного скрипача. Атмосфера и стиль стали по-домашнему трепетными, а пафос -- приватным. В то же время выяснилось, что неистребимый европеизм, которым отличался кагановский исполнительский круг в 80-х, в его новейших версиях только нарастает. Узнаваемой чертой фестиваля стала уникальная комбинация частного тона и европейских манер. В этом году, как обычно, делается ставка не столько на громкие имена, сколько на богатство программ и раритетное изящество интерпретаций. Фестиваль пройдет в Большом и Малом консерваторских залах с 15 по 21 ноября и представит нетривиальную, содержательную и разнообразную выборку редко звучащей в Москве камерной музыки в исполнении Натальи Гутман, Элисо Вирсаладзе, Александра Рудина с оркестром, Юрия Башмета с ансамблем, европейских солистов-духовиков Эдуарда Бруннера, Габриелы Бруннер, Бруно Шнайдера, Жана-Франсуа Дюкна, Луизы Пеллерин, молодых российских музыкантов, не часто играющих в Москве (Святослав Мороз, Екатерина Сканави, Мария Успенская и др.), а также дирижеров Вольдемара Нельсона и Андреса Мустонена. С первым Гутман сыграет Симфонию-концерт Прокофьева. Второй, больше известный как руководитель первого в Советском Союзе ансамбля старинной музыки Hortus Musicus, продирижирует Моцартом и российской премьерой «Реквиема» украинского поставангардиста, замечательного композитора, больше известного в Европе, чем в Москве, Валентина Сильвестрова.

Берегут свои атмосферу и стиль и джазовые фестивали. «Рио--Гавана--Нью-Йорк» (Дом музыки, 17--23 ноября) несколько амбициозен, но подобран не слишком концептуально -- под его шапкой выступают почти рафинированный поэт пианист Чучо Вальдес, эстрадный певец Эмилио Сантьяго, Фредди Коул с музыкальными кинохитами, старомодная сахарная бразильянка Ванда Са, крепкий джазмен Жоао Донато и другие.

Фестиваль «Джаз в Старом городе», который устраивают коньячная фирма «Старый город» и агентство «Артмания» (на ее счету недавний удачный проект в Архангельском), при всей кокетливости имиджа («джазовый коктейль», «старые улочки», «слушать музыку и греть в руке бокал») выглядит вполне стройно и не декоративно. Три субботы с 13 ноября в респектабельных московских клубах (News Pub, Cool Train и «Апельсин») можно будет услышать вполне изысканные -- с почти гарантированным качеством и незапрограммированным музыкальным сюжетом -- проекты местных и зарубежных джазовых музыкантов, которые не кажутся ни слишком академическими, ни слишком экспериментальными. Сеты бразильской красавицы Мауши Аднет и американца Майлза Гриффита в компании с меланхоличным питерским эстетом Андреем Кондаковым выглядят любопытно, дуэт экспрессиониста Анатолия Герасимова и Тины Кузнецовой обещает непредсказуемую игривость, эйсид-джаз по версии Феликса Лахути может оказаться не сложным, но приятным, а психоделический фанк-джаз от грузинской вокалистки Нино Катамадзе наколдует атмосферу теплой международной дружбы.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка