Время новостей
     N°111, 27 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.06.2001
Меню для гурманов
Фильмы внеконкурсной программы ММКФ
Большая часть внеконкурсных хитов Московского кинофестиваля рано или поздно станет доступна широким слоям киноманской общественности, ибо заблаговременно куплены прокатчиками. Но фестиваль на то и фестиваль, чтобы дать возможность посмотреть весьма примечательные картины, познакомиться с которыми иным образом будет намного сложнее. Именно на них и стоит обратить внимание в первую очередь -- пока не увезли обратно.

Что ни день, то неприятности / Trouble Every Day (Франция). Режиссер Клер Дени. Здесь очень мало слов и очень много до-о-олгих крупных планов, пристрастно исследующих мельчайшие поры человеческой кожи. То же самое можно было видеть и в предыдущей картине Дени, «Хорошей работе», которая была одним из «восьми с половиной фильмов» на прошлогоднем ММКФ. Но если тогда объектом исследования были солдаты французского легиона, то теперь это жертвы некоего загадочного биологического эксперимента, связанного с половым влечением, сексуальные вурдалаки, ставящие знак равенства между страстью и членовредительством. Под роскошный саундтрек недавних московских гастролеров Tinderstiсks Винсент Галло и Триша Весси отрешенно рифмуют кровь и любовь, оставляя зрителей в приятно щекочущем нервы недоумении. Как ни странно, куда более удачной и завораживающей оказывается первая половина фильма, в которой вообще ничего не происходит. Только качается окровавленный ковыль у дороги, шуршат накрахмаленные простыни в отеле да бурлят ядовитые химикаты в ретортах и колбочках. Когда же начинается обещанная кровавая баня, при виде которой (по уверению продюсера) некоторые из первых зрительниц фильма в Каннах попадали в обморок, эта труднообъяснимая магия пропадает. Тем не менее лучшие сцены «Неприятностей» не раз заставляют вспомнить упырские элегии Жана Роллена тридцатилетней давности -- «Реквием по вампиру», «Дрожь вампира», «Живая мертвая девушка». Превзойти оригинал Клер Дени вряд ли под силам, но как минимум приятно, что с творчеством малоизвестного французского гения эротической мистики она явно знакома не понаслышке.

Снежный туман / Whiteout (Япония). Режиссер Сецуру Вакамацу. Самый прибыльный японский фильм прошлого года, обогнавший в национальном прокате и Годзиллу, и Покемонов, разочаровал до крайности. Огромную плотину в заснеженных горах захватывают террористы и требуют выкуп в пять миллиардов иен. Единственный, кто избежал участи заложника, -- монтажник-высотник Тогаши. Именно он и должен по определению всех спасти. Но бороться ему придется не только с вооруженными до зубов фанатиками, но и с куда более опасными силами природы -- над плотиной гуляет невиданный снежный буран. Трудно поверить, что два часа непрерывного действия -- со взрывами, стрельбой, акробатическими альпинистскими трюками и столкновениями вертолетов -- могут так утомлять. Возможно, дело в том, что хоть фильм и японский, но ни о каком национальном колорите речи не идет -- если сменить актеров на американских звезд, то получится среднестатистический, насквозь заштампованный голливудский блокбастер. Из-под многих тонн снега отчетливо просвечивают наспех закопанные каркасы классики жанра -- всех «Крепких орешков», «Скалолаза», «Дневного света». Всех тех фильмов, которым по идее и должны составить конкуренцию истинно «национальные хиты». Здесь же -- прямое эпигонство. Право слово, на Покемонов было бы посмотреть куда интереснее. Не говоря уж о Годзилле.

Очень нехорошие мужчины / Very Mean Men (США). Режиссер Тони Витале. Главное для бармена -- получить хорошие чаевые. И ради пары долларов он будет битый час рассказывать засидевшемуся клиенту душераздирающую историю жестокой войны ирландских и итальянских мафиози, которые извели друг друга как раз потому, что один из очень нехороших мужчин не вознаградил должным образом труд официантки... Впрочем, в финале сюжет выписывает неожиданный и очень забавный финт, который ставит все с ног на голову и превращает происходящее на экране в шутовской вариант «Обычных подозреваемых». Конечно, это не более чем очередной кинокапустник, но разыгранный с явным удовольствием и силами отличных актеров -- от Бена Газарры и Мэтью Модайна до оскаровских лауреатов Луизы Флетчер и Мартина Ландау. Но первым среди равных несколько неожиданно оказывается штатный злодей из боевиков категории «Б», а вдобавок еще и безупречный эксцентрик Билли Драго. Его герой -- итальянец-полукровка по имени Данте, заторможенный бандит в белых носках, торчащих из-под неприлично коротких штанин, -- не то ополоумевший клинтиствудовский ковбой на пенсии, не то эмигрировавший за океан герой Валерия Приемыхова из «Мамы, не горюй».

Сексуальная тварь / Sexy Beast (Великобритания--Испания). Режиссер Джонатан Глейзер. Несмотря на завлекательное название, режиссерский дебют клипмейкера Джонатана Глейзера, показанный в рамках скандальной программы «Опасные связи», явно не предназначен для эротоманов-полуночников. Но зато будет настоящим открытием для любителей по-настоящему хорошего кино, которых не смутит, что единственная обнаженная плоть, показанная на экране, -- это обгоревшие под испанским солнцем телеса ушедшего на покой грабителя Гэла Дава (Рэй Уинстон -- «Генерал», «Зона военных действий»). Он решает навсегда отойти от дел, посвятив остаток жизни обожаемой жене. Но в одно далеко не прекрасное утро к нему приезжает былой подельник Дав (Бен Кингсли -- «Ганди», «Смерть и дева»), чтобы вернуть его к предосудительному промыслу. Дав умоляет, угрожает, шантажирует, ругается... Кажется, что в спецэффектную эпоху с помощью одних только диалогов -- пусть даже блистательно прописанных -- удержать внимание не удастся ни одному режиссеру, тем более поднаторевшему во внешних эффектах экс-рекламщику. Тем не менее Глейзер справляется с этим блистательно. Противостояние Гэла и Дава, временами состоящее из одних только междометий, изрядно сдабриваемых ненормативной лексикой, заставляет забыть обо всем. Не то что отвернуться от экрана -- иногда и вдохнуть лишний раз невозможно. Фильм обладает специфической, но, безусловно, сногсшибательной силой, и неудивительно, что сейчас он имеет шумный успех в американском артхаусном прокате. А специально для тех, кто выдержит эту психологическую дуэль, ближе к концу припасен совсем уж запредельный сюрприз -- ограбление банка, достойное войти как минимум в пятерку лучших сцен такого рода за все время существования кинематографа.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ