Время новостей
     N°204, 05 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.11.2004
Последняя мистификация Арафата
Ясир Арафат вчера никак не хотел умирать. Звучит кощунственно, но 75-летний «старик», как уже давно за глаза называют главу палестинской национальной администрации палестинцы, отчаянно боролся за свою жизнь. В этом ему помогали квалифицированные французские врачи из военного госпиталя под Парижем. В том, что самый известный палестинец умирает, сомнений нет, вопрос только в сроке.

Но и на больничной койке Ясир Арафат доказывал, что голыми руками его не возьмет даже смерть. Своей отчаянной жаждой жизни палестинец опять путал всем карты, потому что кончина лидера такого ранга – это всегда большая политика. Это будущее Ближнего Востока. Еще это вопрос о том, кто возглавит палестинцев после и сумеет ли преемник объединить своих буйных подопечных. И о том, какие изменения придется вносить в свои планы израильскому премьеру Ариэлю Шарону, который пока уверен в одном: Израиль не допустит, чтобы старого «террориста» похоронили в священном городе Иерусалиме.

Наконец, есть и протокольные тонкости: пора выражать соболезнования или все еще рано? Высокопоставленные российские чиновники вчера наотрез отказывались обсуждать с обозревателем газеты «Время новостей», кто поедет на похороны палестинца. Если судить по масштабу личности – это президентский уровень, не иначе. Но Москве придется учитывать, что 76-летний израильский премьер Ариэль Шарон оскорблялся даже в том случае, когда его «заклятого врага» Арафата навещал, скажем, министр иностранных дел. Впрочем, тогда речь шла о живом и здоровом палестинском политике.

"Благослови Господь его душу", - патетично изрек вчера президент США Джордж Буш, узнав, что Арафат умирает. Это изумительная фраза: жив человек – душа его благословенна, а умер – благословенна тоже, ведь душа бессмертна. Сказанное Бушем как нельзя точно отражало непонятную ситуацию во французском госпитале. Израильский премьер Ариэль Шарон порекомендовал вчера своим министрам не давать комментариев по поводу здоровья Арафата до тех пор, «пока не будет официального заявления». Из Парижа, где палестинский лидер лечится с 29 октября, вчера вечером пришли известия, что он впал в кому. А потом и в состояние клинической смерти. «Жизнь его поддерживается специальными аппаратами, и в таком состоянии пациент может пребывать несколько дней, а то и недель», -- сообщил анонимный медицинский источник. Вчера палестинскому лидеру сделали электроэнцефалограмму мозга, чтобы определить, работает ли его мозг. Мозг, похоже, не работал. Однако сообщалось, что за пару часов до обследования Ясира Арафата успел навестить президент Франции Жак Ширак, пожелавший больному скорейшего выздоровления. Поблагодарить президента Арафат не смог, но, по словам присутствовавших при этом палестинцев, он «улыбался».

В Израиле, однако, подметили странную символичность происходящего: ровно девять лет назад, 4 ноября 1995 года, еврейский экстремист застрелил израильского премьера Ицхака Рабина. Рабин и Арафат осенью 1994 года вместе получили Нобелевскую премию мира за урегулирование конфликта на Ближнем Востоке. В их компании был и третий лауреат – нынешний лидер израильской оппозиционной партии «Авода», 81-летний экс-премьер Шимон Перес. Но мир на Ближнем Востоке так и не настал, в чем немалая «заслуга» как Арафата, так и руководства Израиля.

Сколько бы ни прожил еще Арафат - как политик он мертв. Его политическая смерть случилась не вчера, а гораздо раньше. Только никто из его окружения не посмел сказать это. Бывшим советским гражданам это знакомо: таким был под конец жизни генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев. Заметим, что советский лидер много раз встречался с Арафатом, впервые палестинца привез в Москву египетский президент Гамаль Абдель Насер еще в 1968 году.

Вспыльчивый, нервный и властолюбивый Ясир Арафат не делился полномочиями. Поначалу концентрация власти в одних руках шла на пользу «палестинской революции». До женитьбы в начале 1990-х Ясир Арафат, аскет и боец, называл эту революцию «своей единственной женой, которой не изменит никогда». Но последние лет шесть эта система организации власти стала играть против того дела, ради которого жил Арафат. Дело даже не в том, что он так и не увидел палестинской государственности, которую мечтал построить. А в том, что толком он так и не подготовил себе преемника.

Судя по всему, бразды правления в автономии примет давний арафатовский соратник 69-летний Махмуд Аббас (Абу Мазен). Стоит напомнить, что более года назад Арафат и Аббас переругались насмерть, из-за чего в 2003 году «наследник» с треском ушел в отставку с поста премьера.

Во второй половине 90-х автор не раз встречалась с Ясиром Арафатом. В 1998 году у палестинского лидера заметно тряслись руки и губы, и, казалось, он не понимал вопросов, отвечая невпопад. Впрочем, еще в 1982 году советский дипломат Олег Гриневский подмечал, что хитрый «старик» как-то странно впадает в задумчивость, замолкая в середине беседы, «будто общается со Всевышним». Тогда это воспринималось как уловка. Или это было начало болезни? Может, нервное заболевание стало прогрессировать после катастрофы 1992 года, когда во время бури в ливийской пустыне упал арафатовский самолет Ан-26? Арафат тогда не пострадал, хотя несколько человек погибли.

«Ясир Арафат всегда был мистификатором и актером», -- сказал обозревателю газеты «Время новостей» один советский разведчик, работавший на Ближнем Востоке. Замечено это было в связи с моим удивлением, а как же удавалось палестинцу избежать многочисленных покушений, организованных как спецслужбами Израиля, так и арабскими недругами Арафата? Ясир всегда удивлял: Олег Гриневский вспоминает, как советская женщина из обслуги, увидев маленького и щупленького Ясира во время одного из первых визитов в Москву, всплеснула руками: «Господи, и вот это Ясир Арафат? Да этот и воробья не обидит!». Вчера Ясир Арафат разыграл перед нами последнюю драму своей жизни, пытаясь обмануть смерть.

Елена СУПОНИНА