Время новостей
     N°204, 05 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.11.2004
Льготы и трубы
«Транснефть» ищет средства для строительства нефтепровода до Тихого океана
«Транснефть» пытается сэкономить при строительстве нефтепровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана. Президент компании Семен Вайншток, как сообщает Интерфакс, обратился к премьер-министру Михаилу Фрадкову с просьбой предоставить холдингу налоговые льготы при реализации проекта Тайшет--Находка. В письме на имя главы кабинета министров г-н Вайншток отмечает, что льготы позволят снизить финансовую нагрузку на участников проекта, повысить его экономическую эффективность и сократить сроки окупаемости.

Как заявил газете «Время новостей» вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев, письмо было направлено в правительство в середине октября, и пока компания не получила ответа. По словам менеджера, послание к премьер-министру носило «повествовательный характер», и конкретных цифр в нем не называлось, так что в холдинге пока точно не знают, сколько теоретически удастся сэкономить при положительном решении. «Считать будем, когда получим ответ», -- говорит г-н Григорьев. Он надеется, что государство предоставит компании льготу по уплате налогов на имущество, на прибыль и НДС.

Г-н Григорьев отмечает, что «Транснефть» рассчитывает на снижение налогов только в том случае, если проект строительства нефтепровода Тайшет--Находка будет предусматривать ответвление трубопровода на Китай. В этом случае межправительственные соглашения между двумя странами позволят получить транспортному холдингу льготы. Если же кабинет министров одобрит другой вариант проекта, о снижении налоговой нагрузки говорить не придется. Как заявил недавно глава экспертного управления президента России Аркадий Дворкович, решение о строительстве трубопровода правительство должно принять до 15 декабря.

Поскольку государственные чиновники неоднократно заявляли, что частных магистральных трубопроводов в России не будет, потратиться на проект, предварительная оценка стоимости которого доходит до 16 млрд долл., «Транснефти» придется самостоятельно. Поэтому в компании ищут возможные способы экономии. На днях в холдинге уже заявили, что если проект будет предусматривать ответвление на Китай, его стоимость снизится до 11 млрд долл. Дело в том, что от Тайшета до пункта Сковородино (60 км от китайской границы) мощность нефтепровода составит 80 млн тонн в год, из них 30 млн будет направляться в Китай, а 50 млн -- в бухту Перевозная. Таким образом, уменьшится диаметр трубопровода от Сковородино до Перевозной длиной почти 2 тыс. км, а также мощность терминала, и это скажется на снижении стоимости проекта.

Правда, эксперты полагают, что компании не удастся сэкономить на налогах или экономия будет не очень существенной. «Последние действия правительства показывают, что в кабинете министров уверены: у компании достаточно ресурсов, чтобы самой реализовать проект за счет собственных и заемных средств», -- говорит аналитик ИК «Совлинк» Лев Сныков. Как известно, в этом году г-н Вайншток неоднократно просил у правительства снизить размер дивидендов, которые получает государство, и направить средства на инвестиции, однако эта идея не нашла поддержки. Недавно президент компании снова заявил, что по итогам 2004 года компания намерена снизить выплаты в сравнении с 2003 годом, однако правительство и на этот раз может не одобрить этих планов.

В недавнем докладе Центра стратегических разработок также указывается, что у компании могут возникнуть проблемы с финансированием новых проектов. Как следует из документа, прибыль «Транснефти» в ближайшие годы будет составлять порядка 400--500 млн долл. в год, и еще около 2--2,5 млрд долл. ей придется занимать. Средства будут привлекаться за счет проектного финансирования с возвратом из будущей выручки. Однако для этого холдингу необходимо заручиться гарантиями нефтяных компаний о поставках сырья в трубу. Однако эксперты сомневаются, что крупные нефтяные компании захотят сейчас связывать себя подобными обязательствами, создающими для них дополнительные риски, ведь недра Восточной Сибири пока практически не разрабатываются.

Денис РЕБРОВ