Время новостей
     N°199, 29 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.10.2004
Лекарство от коррупции
Дума хочет контролировать распределение средств на дополнительное медобеспечение льготников
Совершить настоящий бюрократический подвиг -- сразу после новогодних праздников доказать пенсионерам и инвалидам, что обещанные правительством на дополнительное лекарственное обеспечение льготников 50,8 млрд руб. действительно способны облегчить им существование, -- намерены чиновники Министерства здравоохранения и социального развития. Даже несмотря на то, что монетизация льгот совпала с административной реформой, а заодно и реформой межбюджетных отношений, что грозит обернуться по меньшей мере срывом всех сроков.

Вчера в ходе специальных слушаний в Госдуме, напоминавших порой допрос с пристрастием, представители министерства держались стойко и в показаниях не расходились. На главный вопрос -- будут ли готовы органы здравоохранения уже 1 января держать ответ перед нуждающимися в лекарствах льготниками -- и глава Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Рамил Хабриев, и замдиректора департамента фармацевтической деятельности Минздравсоцразвития Дмитрий Рейхарт отвечали утвердительно.

Правда, за два месяца до начала реализации самой болезненной из затеянных после президентских выборов реформ верить на слово чиновникам депутаты Госдумы, похоже, не хотят. Что неудивительно -- предлагаемое правительством дополнительное медицинское, а точнее, лекарственное страхование затронет жизненно важные интересы миллионов россиян. Да и сумма, заложенная в бюджете-2005, для отечественного здравоохранения беспрецедентна: в ценах производителей выделяемые государством деньги составляют порядка 30% объема фармацевтического рынка страны.

Председатель думского комитета Татьяна Яковлева попросила популярно разъяснить механизм превращения денег в лекарства и ответить, как будет осуществляться контроль за освоением миллиардов. Однако выслушав ответы, законодатели решили добиваться включения своих представителей в состав совместной с правительством рабочей группы, создаваемой для экспертной оценки хода реформы.

Пока главное и не очень убедительное доказательство готовности новой схемы обеспечения льготников медикаментами -- утвержденный на днях министром здравоохранения и социального развития Михаилом Зурабовым предварительный перечень лекарств, которые будут бесплатно выписываться при амбулаторном лечении пенсионерам, инвалидам и другим нуждающимся. По словам Дмитрия Рейхарта, этот перечень значительно шире аналогичных списков, ранее использовавшихся даже в самых зажиточных регионах, -- он включает 354 международных непатентованных наименования (МНН) или более 4414 препаратов по торговым наименованиям: от средств для лечения сердечно-сосудистой системы до антисептиков. Но на отбор поставщиков этих лекарств и определение задействованных в программе дополнительного медстрахования страховых компаний у Минздравсоцразвития остается только месяц -- регионы настаивают на том, чтобы новые правила игры были разъяснены им не позднее 1 декабря. В противном случае, считает министр здравоохранения Свердловской области Михаил Скляр, «1 января 2005-го будет стрессом и для больных, и для врачей». Сейчас же, по словам министра здравоохранения Московской области Владимира Семенова, неясно даже, будет ли введена новая форма рецепта для отпуска бесплатных лекарств.

Между тем помимо авральной подготовки необходимой для реализации программы документации, срочных переговоров с производителями лекарств и дистрибьюторами Минздравсоцразвития вынуждено заботиться еще и о своей репутации. Пресловутую «коррупционную составляющую» в планах освоения лекарственных миллиардов углядели не только депутаты, но и редко обращающиеся к сфере здравоохранения правозащитники. Оправдаться министерство может, лишь загоняя фармацевтические компании, отбираемые для участия в программе, в жесточайшие ценовые рамки, чем сейчас, похоже, активно и занимается Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. «Мы не смогли пока ограничить только тарифы на доставку лекарств, чтобы и эта составляющая не влияла на их цену», -- признал вчера ее глава Рамил Хабриев. По его словам, уже регистрируются предельно допустимые цены на входящие в перечень препараты, вводится единое ограничение оптово-розничной наценки, которое, как заявил г-н Хабриев, «будет ниже тех границ, что сейчас устанавливаются на региональном уровне».

Тем не менее убедить законодателей в том, что цены на лекарства с нового года не увеличатся, пока не удалось. Зампред думского комитета по охране здоровья Александр Афанасьев напомнил, что необходимо учитывать и ряд других обстоятельств, влияющих на рост цен, -- в частности, изменение с января 2005 года ставки налога на вмененный доход, получаемый аптеками. А член Совета Федерации Борис Шпигель хотя и похвалил чиновников министерства за активную работу про предотвращению очередного скачка цен, в то же время предложил коллегам из Госдумы совместно внести ряд поправок в действующий закон «О лекарственных средствах», дабы «исключить возможность лоббирования отдельных препаратов».

Олег ВОЛКОВ