Время новостей
     N°195, 25 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.10.2004
Полис для искусства
До последнего времени российские страховые компании не выделяли страхование художественных ценностей в отдельный вид услуг, предпочитая страховать их как имущество. Однако развитие художественного рынка в России подвигло некоторых из них разработать системный продукт, включающий экспертизу, оценку, страхование и хранение произведений искусства, а также их залог. Объем рынка современного искусства, согласно экспертным оценкам, составляет 5--10 млн долл. в год, а антикварного -- 1,5 млрд долл. При этом предметы искусства являются сейчас одним из самых высокодоходных способов размещения капитала: ежегодный прирост их стоимости составляет 15--20%. Новый продукт страхования предназначен прежде всего для коллекционеров и частных владельцев произведений искусства.

Крупнейший владелец обходится без полиса

Что касается государства, которое традиционно является крупнейшим владельцем художественных ценностей в России, то перспективы страхования его коллекций, с точки зрения страховщиков, выглядят пока призрачными. Предметы искусства, находящиеся в государственных музейных коллекциях, до сих пор не застрахованы, и, по мнению Кирилла Якимишена из компании «Ренессанс Страхование», судя по нынешнему состоянию государственного финансирования музейного хозяйства, надеяться на какие-нибудь перемены в ближайшее время не приходится.

Другое дело, если речь идет об экспонировании предмета искусства из государственной коллекции на временной выставке. Здесь государство не оплачивает страховку: это обязанность принимающей стороны. Такой полис, называемый на жаргоне «от стены до стены» (или «от гвоздя до гвоздя»), включает в себя страхование груза на время перевозки, имущественное страхование на время выставки и страхование на обратную дорогу. Тарифы по такому полису, как рассказала «Времени новостей» Инесса Букина из компании «Ингосстрах», в каждом случае рассчитываются индивидуально и зависят от ценности экспоната, способа его транспортировки, качества упаковки, продолжительности выставки. Тарифы составляют от 0,5 до 1% от стоимости предмета. При этом ни одна российская страховая компания не рискует брать на себя всю ответственность за экспонат, потому риски перестраховываются. Чаще всего в британской компании Lloyd's, которую в России представляет страховой брокер MARSH.

Самый известный в России случай страховой выплаты произошел в прошлом году, когда ГМИИ им. Пушкина отправил на выставку в Хьюстон «Портрет пожилой женщины» Рембрандта, а тот пострадал при транспортировке. Картина была застрахована «Ингосстрахом» и перестрахована в Lloyd's, которому пришлось выплатить около 90% из 1,2 млн долл. компенсации реставрационных расходов и снижения рыночной стоимости полотна.

Несколько по-иному построена схема страхования предметов из государственной коллекции музыкальных инструментов, которые временно передаются в пользование ведущим музыкантам. Здесь в качестве страхователя выступает опять же не государство, а артист, получающий на время, например, скрипку Амати, Гварнери или Страдивари. Юрий Семичев из компании «РЕСО-Гарантия», которая занимается страхованием этой коллекции, рассказал «Времени новостей», что его компания произвела выплаты по двум страховым случаям, касающимся повреждений, полученных скрипками. Был и третий, хищение, однако скрипку, неосмотрительно оставленную музыкантом в багажнике машины, удалось вернуть.

Экономически выгодно, психологически дискомфортно

Сколь бы ни был привлекателен бизнес, касающийся страхования предметов искусства, отправляющихся на выставки, круг игроков на этом поле уже определился, и цепочка страховые компании--страховой брокер--перестраховщик выстроена прочно. Поэтому в отсутствие интереса со стороны государства страховать свои музейные ценности взоры страховых компаний устремляются к предметам искусства, находящимся в частных руках.

По мнению г-на Семичева, интерес страховщиков к этому сегменту рынка обусловлен тремя обстоятельствами. Во-первых, в России происходит постепенная легализация как артрынка, так и частных коллекций. Во-вторых, произведения искусства, чья стоимость постоянно растет, становятся хорошим инструментом для накопления денег. В-третьих, состоятельные люди используют покупку предметов искусства из имиджевых соображений. Конечно, значение этих факторов не стоит преувеличивать, особенно если учитывать психологический настрой частных коллекционеров.

По мнению Виктора Кривошеева из компании «Ингосстрах», пока рынок страхования предметов искусства, находящихся в частной собственности, не развит потому, что среди обладателей недорогих вещей большинство не считают нужным вообще что-либо страховать, оценивая возможный ущерб как незначительный. Те же, кто является владельцем дорогих предметов, по большей части не хотят огласки. Многие из них не питают доверия и к соглашению о конфиденциальности, которое им предлагает подписать «Ингосстрах». Идут на покупку полиса, как правило, те клиенты, которые уже имеют долговременный опыт сотрудничества с компанией. Нынешний деловой климат в России, когда поставлена под сомнение легальность приобретения капиталов в 90-е годы, не располагает новых владельцев художественных ценностей к афишированию своих приобретений. Кроме того, многие из владельцев произведений искусства не хотят отдавать их на обязательную для заключения договора страхования экспертизу для того, чтобы избежать разочарования в отношении подлинности и качества имеющегося у них предмета.

Впрочем, по мнению г-на Семичева, если страхователь видит экономический смысл в покупке полиса, то расчет все же побеждает психологию. Существует несколько схем извлечения экономической пользы от владения произведением искусства. Одна из них -- залог. Банк может предоставить кредит коллекционеру под залог произведения искусства при условии, что оно будет адекватно оценено экспертами и застраховано. Другая схема -- аренда. Многие обитатели частных кабинетов из имиджевых соображений берут на время для украшения этих кабинетов предметы искусства, которые должны быть обязательно защищены полисом. И наконец, все тот же постоянный рост стоимости художественных ценностей, побуждающий к их приобретению в целях накопления капитала. Правда, считает г-н Кривошеев, если предмет искусства приобретается в целях накопления капитала, то российский рынок, пока не очень ликвидный, предоставляет мало возможностей для последующей реализации художественных ценностей. К тому же произведение искусства нельзя вывезти за пределы страны. Коллекционер может, конечно, сделать предложение государству приобрести его собственность в государственное достояние, однако срок ожидания ответа может оказаться неприемлемым. Поэтому многие произведения искусства, купленные российскими гражданами на западных аукционах, хранятся владельцами за пределами страны, где им обеспечена свобода передвижения, а также существует возможность быстрого превращения собственности в деньги.

В сложившейся ситуации страховые компании расценивают как наиболее интересные объекты корпоративные коллекции и собрания частных художественных галерей. Во-первых, эти страхователи избавлены от переживаний по поводу нежелательной огласки имени владельца: собственность юридического лица представляется в этом смысле более обезличенной. Во-вторых, они имеют опыт страхования своего основного бизнеса и поэтому более расположены прибегать к услугам страховых компаний. В-третьих, в отношении корпораций или художественных галерей у страховщиков не возникает вопроса о доверии. Для этих клиентов чистота их имени дороже, чем полученная выгода. Однако последний пункт высвечивает еще одну проблему российского художественного рынка -- обилие подделок.

Автора!

По оценке Ольги Серавкиной из брокерского агентства MARSH Moscow, которую она высказала «Времени новостей», около 80% предметов, обращающихся на российском артрынке, являются подделками. Их стоимость, как правило, высока, страховые выплаты, соответственно, большие. Российские компании, продавая полисы страхования владельцам произведений искусства, обычно прибегают к услугам зарубежных перестраховщиков, чтобы избежать непосильных для себя рисков. А те в свою очередь требуют качественной экспертизы произведений. Полисы российских компаний по страхованию произведений искусства до последнего времени осторожно принимались западными партнерами в перестрахование из-за недоверия к российским экспертным оценкам. Причем иностранных перестраховщиков зачастую не устраивали экспертные заключения, выданные даже специалистами Эрмитажа или Третьяковской галереи. В мае этого года, например, с русских торгов на Sotheby's была скандально снята картина «Пейзаж с ручьем», приписанная двумя экспертами Третьяковской галереи кисти Ивана Шишкина. Полотно, предварительно оцененное более чем в миллион долларов, оказалось свежеизготовленной (судя по всему, в России) подделкой.

Чтобы создать в России экспертизу художественных ценностей, чьи оценки принимались бы во внимание западными партнерами российских страховщиков, в Москве в прошлом году была создана компания «Арт Консалтинг», ее лаборатория была признана базисной экспертами лондонского перестраховщика Lloyd's. Специалисты этой компании подтверждают страховую сумму коллекции или предмета и составляют экспертное заключение. Российские компании, принимая художественные ценности на страхование, пользуются возможностями перестрахования, организованными брокером MARSH.

«Арт Консалтинг» прежде всего проводит технико-технологическое исследование произведения искусства, включающее в себя анализ основы, грунта, красочного слоя, связующего, что позволяет определить дату создания конкретного предмета. Затем наступает очередь искусствоведческой экспертизы. Приглашенный специалист оценивает, насколько характерно произведение для данного художника, имеются ли его аналоги в музеях, какова его сохранность. Как рассказал «Времени новостей» Виктор Кривошеев, «Ингосстрах» при страховании на малые суммы доверяет оценкам музейных экспертов, если же речь идет о предметах искусства высокой стоимости, то компания исходит из оценки «Арт Консалтинга».

В этом году в России образовался альянс экспертов, оценщиков, страховых компаний и банков. Он предлагает комплексные услуги по проведению экспертизы, оценки, страхованию предметов искусства, а также хранению и обороту предметов искусства и кредитованию под залог произведений искусства. В альянс вошли страховые компании «Ингосстрах», «Ренессанс Страхование» и «РЕСО-Гарантия», страховой брокер MARSH, «Арт Консалтинг», финансовые компании «Ламб'арт» и «Депо Культура», которые совместно с банком «Новый символ» и СЛАМЭК-банком готовы предложить на открывшемся в Москве XVII Антикварном салоне новую для рынка услугу -- кредитование под залог предметов искусства. Как объяснил г-н Кривошеев, задача альянса -- создать заинтересованную в развитии данного сегмента рынка цепочку, которая заработает, как только появятся люди, готовые «показать» свои коллекции.

Игорь ПОЛИЩУК