Время новостей
     N°195, 25 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.10.2004
Северное влияние
Завершился Второй российско-норвежский джазовый фестиваль
Первый (прошлогодний) фестиваль проходил в основном в клубах и большого ажиотажа не вызвал, хотя в его рамках на малых площадках выступили -- трудно поверить! -- Терье Рипдаль и Кетил Бьорнстад. На второй форум пригласили несколько наших фьюж-коллективов и компанию приятных норвежских исполнителей. В том числе выступавших в прошлом году Northern Light Quartet, которые вопреки расхожим мнениям о скандинавском джазе и своему названию ("Северное сияние") играют горячий мейнстрим. Прибыли и две легенды -- гитарист и плодовитый звукорежиссер лейбла ECM Ян Эрик Консхауг и басист Арилд Андерсен (о нем ниже).

На концертах в Театральном зале Дома музыки мощного наплыва публики опять не наблюдалось. Что странно: вообще-то любителей современного европейского джаза в Москве предостаточно. В любом музыкальном магазине лежит немало релизов германского лейбла ECM, швейцарского HatArt, норвежского Jazzland, французского Label bleu... Спрос, разумеется, не шальной; это нишевый репертуар, но у него есть верные поклонники. Мысль о том, что европейский джаз вторичен по отношению к американскому, давно представляется дебильной: нормальному слушателю ясно, что у европейского джаза своя стать, с разными оттенками в разных странах. Более того, многие знатоки считают, что именно в Европе с импровизационной музыкой происходят самые интересные метаморфозы. Проработав несколько лет в рекорд-бизнесе, могу сказать: определенный слой меломанов ценит именно европейских джазменов. Причины разные -- европейская культура музицирования, подготовка, особая эмоциональность. И -- креативность, смешение всего со всем в единый стиль. Человек, «подсевший» на своеобразную, но вполне доступную продукцию лейбла ECM, быстро перестает размышлять на тему «а есть ли джаз за пределами США». Он просто слушает.

Меж тем концерт Арилда Андерсена был прямо-таки подарком любителям европейского джаза вообще, норвежцев и лейбла ECM в частности. Думалось, что Андерсен привезет программу The Triangle, что вышла этим летом на то же ЕCM. Но легендарный контрабасист, один из создателей языка норвежской импровизационной музыки, впитавшего европейскую классику и скандинавский фольклор, прибыл в Москву с другим составом и другой программой. Получилось еще любопытней.

Играли с Андерсоном датчанин Карстен Даль (фортепиано) и барабанщик Патрис Эраль. Исполнялись в основном пьесы Даля, записанные этим трио на недавнем альбоме The Sign. Концерт начался с вдумчивого, неспешного музицирования (Moon Walker и Escapes), скоро сменившегося полным авангардистским загулом несдержанности и почти стадионным драйвом. Эраль оказался не только ураганным барабанщиком с совершенно африканским чувством ритма, но и пародистом-импровизатором и даже отчасти вокалистом. Пять-шесть сыгранных вещей явили все возможные эмоциональные состояния -- от глубокой задумчивости до неистового веселья. Смотреть на игру Андерсена -- одно удовольствие. Даже странно, как легко он справляется с тяжеленным неповоротливым контрабасом. То, как он играет глиссандо, флажолеты, быстрые пассажи на высоких струнах, то, как внятно его контрабас излагает непростую тему, ведет быстрые соло, достойно не только слушания, но и созерцания. И жаль, что на фестивале для трио Андерсена (хедлайнера этого мероприятия) времени нашлось не так много.

Александр БЕЛЯЕВ
//  читайте тему  //  Музыка