Время новостей
     N°193, 21 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.10.2004
Из грязи -- к связи
Ликвидация цифрового неравенства граждан России названа приоритетной задачей
В России стало одной настоящей IT-выставкой больше. Скучная казенная «Инфоком», которая проводится с 2001 года под эгидой профильного министерства и под девизом «Инфокоммуникации России -- XXI век», стала похожа на нечто вполне современное. По количеству участников «Инфоком» серьезно уступает главному мероприятию такого рода, весенней «Связь-Экспокомм» -- без малого 200 экспонентов против почти 900, -- однако обладает своими вполне отчетливыми и небезынтересными особенностями.

Во-первых, «Инфоком» проводится не только в Москве, но и в Питере, Краснодаре, Екатеринбурге, Нижем Новгороде. В каждом городе (между ними в день открытия была налажена видеосвязь) у выставки-форума свои участники -- местные компании. Во-вторых, в организации «Инфоком-2004» приняло заинтересованное участие Миниформсвязи. Ведомство Леонида Реймана этой осенью сделало и продолжает делать все для того, чтобы привлечь внимание к следующему факту: индустрия информационных технологий и связи в России демонстрирует устойчивый и чрезвычайно быстрый рост. Если он продолжится, то, предполагают стратеги из Мининформсвязи, IT-индустрия станет локомотивом российской экономики, потеснив нефть в неприличной для развитой страны структуре экспорта.

Леонид Рейман вчера говорил о трех целях в развитии российских информационных технологий: повышение эффективности госуправления, развитие рынка IT и связи как источника национального богатства и повышение качества жизни российских граждан, устранение цифрового неравенства в нашей стране. В России все еще есть огромные районы, не охваченные системами связи, а доступ к Интернету для многих все еще невозможен. Мининформсвязи видит приоритетную задачу в создании современной инфраструктуры связи на всей территории страны. Это изменит жизнь людей и станет катализатором экономического развития.

Рост рынка IT и связи в России составляет не менее 25% в год, что втрое выше темпов прироста ВВП. Абсолютный объем рынка в 2003 году достиг, по словам г-на Реймана, 213 млрд руб. К началу этого года россияне владели 36 млн мобильных телефонов. По традиции последних лет этот показатель имеет все шансы удвоиться вопреки прогнозам аналитиков. Рост идет за счет регионов -- в Москве на 100 жителей уже насчитывается 95 трубок, в Питере -- 76. Домашних компьютеров у нас один на десять человек, что позволяет надеяться на быстрое увеличения парка ПК, находящихся в личном пользовании.

Главное из сказанного Леонидом Рейманом состоит в следующем: Россия может стать крупнейшим экспортером информационных технологий. Квалификация наших инженеров, их востребованность на мировом рынке и поддержка государства позволяют на это надеяться. Экспорт российского софта в будущем году достигнет 2 млрд долларов.

На самом «Инфоком», однако, производители программного обеспечения были представлены явно недостаточно. Софтверных компаний среди участников -- считанные единицы, причем ведущих российских поставщиков среди них нет. В выставке участвуют компании, так или иначе связанные с индустрией связи, а не информационных технологий (под ними принято понимать производство программ для ЭВМ и компьютеров), что, надо полагать, обусловлено инерцией трех предыдущих «Инфоком».

На вопрос об отличии выставки от «Связь-Экспокомм» Леонид Рейман отвечает так: «Инфоком» ориентирован не только и не столько на демонстрацию оборудования и технологий, сколько на то, какие сервисы и услуги получает бизнес и массовый потребитель в результате информатизации страны. В экспозиции очень большие площади отданы «Электронной России». Есть и стенд электронного правительства. Но посетителям делать там нечего. На плазменных мониторах -- схемы и тексты, которые без каких-либо отрицательных последствий для дела можно было бы и не демонстрировать публике.

Внешне скромный «телемедицинский» вагончик на окраине экспозиционного зала куда более интересен. Он представляет собой нечто среднее между рентгеновским кабинетом и интернет-кафе. Рентгеновская установка, лабораторный стол с микроскопом, системы связи и компьютер. Снимки и результаты лабораторных исследований одновременно видят и врач, принимающий больного, и его коллега-консультант за тысячи километров от пациента. «Электронная Россия», увы, ни одной работающей технологии на «Инфоком» не показала.

Андрей АННЕНКОВ