Время новостей
     N°193, 21 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.10.2004
Царь и колокол
Павел Бородин приговорил Владимира Путина к пожизненному президентству
Госсекретарь Союза России и Белоруссии Павел Бородин вольно или невольно возобновил дискуссию по вопросу, который определит вектор развития страны на ближайшие годы, а может быть, и десятилетия. Вопрос таков: сохранится ли в России нынешний конституционный порядок передачи верховной власти с ее четким ограничением по времени или мы получим византийско-советский вариант пожизненного управления государством.

"Я немножко знаю, что такое управлять государством. Нужен временной срок, и за четыре года просто невозможно реализовать себя. Я считаю, что должен быть и третий, и четвертый срок", -- так Павел Бородин комментировал итоги белорусского референдума, подразумевая необходимость аналогичного референдума в России. И дальше, в своем желании вернуть страну в имперские времена, сделал еще более простодушное признание: "В России в отличие от Запада правят не корпорации, а цари... Такую власть, как у Путина и Лукашенко, дает Бог".

Кремль отреагировал на это заявление незамедлительно -- устами пресс-секретаря президента России Алексея Громова: "Бородин является международным чиновником и выражает личное мнение, которое не соответствует реальностям".

При всем уважении к личному мнению "международного чиновника" нельзя не признать, что Путину, как и Лукашенко, власть на всенародных выборах дал народ, а не Бог. К тому же, например, президенту США Джону Кеннеди вполне хватило даже менее четырех лет, чтобы "реализовать себя", тогда как Владимир Путин по-любому будет править не менее восьми лет, а срок правления Александра Лукашенко теперь и вовсе не ограничен.

Что касается разговоров о том, что заявление г-на Бородина "не соответствуют реальностям", так реальность у нас очень подвижна. Да, действующий президент России неоднократно высказывался против продления своих конституционных полномочий. Но он же неоднократно говорил, например, и о недопустимости отмены прямых выборов губернаторов. Однако теперь в части порядка выборов губернаторов "реальность", видимо, изменилась. Почему же она не может измениться и в части сроков президентского правления?

К тому же Павел Бородин -- далеко не первый человек, облеченный властью, пусть и не в самой России, а в союзном государстве с Белоруссией, который пускает такой "пробный шар". В начале нынешнего года, незадолго до президентских выборов, Ивановская областная дума обратилась в Госдуму с инициативой увеличить срок пребывания главы государства на своем посту с четырех до семи лет. По такой схеме Владимир Путин смог бы править государством до 2022 года. Арифметика проста: закон принимается в конце нынешнего легитимного правления президента, и тогда отсчет первого семилетнего срока начнется с 2008 года.

Инициативу ивановских депутатов Госдума похоронила в зародыше. С другой стороны, появились некоторые признаки возможной реализации других сценариев продления полномочий действующего главы государства. Собственно, сценариев два -- "идеологический" и "технократический".

Признак "идеологического" сценария -- способ, которым решено реформировать систему выборов губернаторов. Кремль сохранил за уже выбранными главами регионов срок их полномочий, хотя у некоторых избранных губернаторов этот срок истекает в 2009 году -- уже после истечения полномочий самого президента. Есть вполне естественная логика: продлить полномочия главы государства, начавшего политическую реформу, для ее завершения "в целях сохранения стабильности власти". Признак "технократического" сценария -- логика поведения Москвы на выборах президента Украины. Ставка делается на кандидата от партии власти Виктора Януковича, хотя он не пользуется однозначной поддержкой даже у провластной украинской элиты. Зато в запасе, как у действующего президента Леонида Кучмы, на всякий случай есть решение конституционного суда Украины, объявившего законной реформу власти, предусматривающую переход от всенародных выборов президента к его выборам Верховной радой. Причем Украина становится парламентской республикой, а ее фактическим правителем тогда будет премьер-министр. Им-то как раз и может стать Леонид Кучма, а срок пребывания на премьерском посту тогда будет ограничен лишь волей парламентариев.

В России этот сценарий с пересадкой президента в премьерское кресло потребует пересмотра Конституции, против чего сейчас выступает и сам президент Путин. Однако такого пересмотра потребует, например, и распространение нового порядка выборности губернаторов на мэров городов и глав районных администраций, что кажется весьма вероятным.

Кстати, когда "Левада-центр" в сентябре спросил у населения, как оно относится к гипотетическому третьему сроку Путина, положительно отнеслись к этой идее 49% россиян, а отрицательно -- только 37.

В любом случае Павел Бородин стал "колоколом", первым прозвонив мелодию, которая с приближением 2008 года неизбежно будет звучать в России все громче и громче.

Семен НОВОПРУДСКИЙ