Время новостей
     N°191, 19 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.10.2004
Планета аттракционов
В новой программе цирка на Цветном -- артисты со всего света
Цирк Никулина на Цветном бульваре представил небывалый по нынешним временам продюсерский проект -- международную программу "Планета Цирк". Последний раз интернациональные цирковые диковинки на московском манеже в большом количестве показывали почти сто лет назад. Тогда цирком на Цветном бульваре владел антрепренер Альберт Саламонский, участвовать в его программах стремились знаменитости со всего мира. Теперь все наоборот -- первачи российского цирка десятилетиями гастролируют за рубежом, крайне редко появляясь на родных аренах. А западных звезд в московские программы заполучить практически невозможно. В цирке на Цветном отважились. Его директор Максим Никулин, затеявший "Планету Цирк" вместе с французским продюсером Жоэль Берреби, попытались возродить некоторые традиции предпринимателя Саламонского.

Пока получилось не все. Немногие из участников "Планеты Цирк" претендуют на звание "лучших циркачей планеты всей", а некоторые номера, такие как унылый акробатический дуэт из Великобритании Вильям Соскис и Луиз Тэйлор, и вовсе кажутся лишними. Но программа, поставленная французом Пьеро Бидоном, концептуально продумана, четко выстроена и разнообразна. Режиссер стушевал привычную цирковую пестроту, калейдоскоп аттракционов предстал в череде примет и обычаев разных народностей. Но начали не с национальной, а с цирковой приметы. Первыми на манеж вышли цирковые старейшины -- кони. Главенствовавшие в профессиональных цирках еще со стародавних времен и раз и навсегда определившие форму манежа (бегать удобнее по кругу) и его диаметр (тринадцать метров -- ровно столько нужно для дрессировщика, вытянувшего руку с шамберьером, и гарцующих лошадей). Но в лирико-философском вступлении, названном "Рождение мира", кони Кантемировых держатся свободно и естественно. Бич дрессировщика не приказывает, а тактично направляет. Перестроения грациозных скакунов напоминают изящные шахматные комбинации.

После "Рождения мира" появляются и первые люди. Пафос сменяется весельем. Африканские акробаты, наряженные в первобытные одеяния из мочала, кувыркаются, как задорные обезьянки. Артисты превращаются в декорации, декорации -- в артистов. Тройные пирамиды напоминают африканские пальмы, прыжки через длинные скакалки -- бег по прибрежным лианам. Выступления артистов группы "Мбил" из Габона дополняют обрусевшие слоны Юрия Дурова. Добродушные и послушные настолько, что в их дикую "историческую родину" Африку верится с трудом.

Виртуозные пудели, подопечные Петра Простецова, с готовностью опережают команды дрессировщика. В стремительном темпе проделывают акробатические трюки и даже демонстрируют актерское мастерство -- большой пудель жеманно вышагивает на задних лапках, удерживая в передней поводок со щенком. Аттракцион Простецова -- один из лучших в своем жанре. Организаторы программы планировали познакомить публику и с образцами западной дрессуры, но перевезти животных через границы не сумели. Равно как и западных клоунов. Паузы между номерами заполняли наши коверные Алексей Емелин и Ирина Простецова, больше похожие на хвастливых пижонов во фраках.

Старые цирковые традиции не всегда уживаются с новыми тенденциями. Клоунада все чаще оказывается не смешной, а рискованные трюки вызывают чувство страха, а не радуют его преодолением. Гвоздь программы -- французский номер "Колесо смерти" пугает не столько зрителей, сколько актеров, освоивших странный снаряд. То вверх, то вниз опускается гигантская конструкция с двумя колесами. Акробаты Аджексон Видал да Луиз и Патрис Котила проделывают нехитрые трюки то во внутренних, то на внешних сторонах обручей. Рискованно работают без страховки, движутся на ощупь с завязанными глазами, не восхищая цирковой смелостью, а эксплуатируя боязнь высоты.

Мерное движение "Колеса смерти", напоминая о часовой стрелке, привносит в программу тему времени, актуальную для самого консервативного из всех зрелищных искусств. "Планета Цирк" путешествует не только по континентам и странам, но и по разным эпохам. В средневековую балаганную площадь превращают манеж мексиканские воздушные гимнасты Родохэл - не только летают под куполом, но и задорно перекрикиваются и друг с другом, и с публикой. Гуттаперчевые девушки из китайской группы "Дежу" демонстрируют древние чудеса Поднебесной -- извиваются с вереницей зажженных подсвечников на руках, ступнях и во рту, ловко манипулируют бархатными лоскутами и бумажными зонтами. Жонглер из Германии Мартин Мол демонстрирует типичную черту немецкого характера -- скрупулезную аккуратность и точность. От шнура в его руках отскакивают "дияболо" -- вращающиеся катушки, выписывающие в воздухе замысловатые параболы. Кстати, этот диковинный жанр зародился в Китае. И европейцы до сих пор не освоили его в полной мере.

Искусство цирка не знает границ именно потому, что у каждого национального цирка есть своя тайна.

Елена ГУБАЙДУЛЛИНА
//  читайте тему  //  Театр