Время новостей
     N°191, 19 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.10.2004
Delta на грани банкротства
Американской авиакомпании не хватает нескольких миллиардов долларов
Третья по размерам авиакомпания США Delta Airlines объявила в конце прошлой недели, что ее убытки оказались значительно выше, чем ожидалось, и что она рискует обанкротиться, если ей не удастся реструктурировать свои долги. Для России это будет означать ухудшение воздушного сообщения с Америкой. По межправительственному соглашению между двумя странами именно Delta (наряду с "Аэрофлотом") выполняет регулярные рейсы между Москвой, Санкт-Петербургом и городами восточного побережья США. Одновременно объявлено о тяжелом финансовом положении авиакомпании ATA, занимающей десятое место в рейтинге американских авиаперевозчиков. По мнению некоторых отраслевых аналитиков, банкротство Delta и ATA уже практически неизбежно. По американским законам банкротство не означает немедленного прекращения деятельности фирмы, но дает ей право отсрочить выплату долгов кредиторам и собственному персоналу.

В штаб-квартире Delta в городе Атланта (штат Джорджия) в минувшую пятницу было распространено официальное заявление авиакомпании о том, что она представила в Комиссию по биржам и ценным бумагам США поправки к ранее разработанному плану своего финансового оздоровления, а также предварительные результаты своей деятельности в третьем квартале текущего года. Собственно финансовые результаты Delta пообещала прокомментировать в отдельном пресс-релизе, который она собирается выпустить завтра. Однако, как стало известно, эти результаты оказались настолько неутешительными, что авиакомпания уже отменила намеченную на среду телеконференцию. Как написала вчера британская Financial Times, ссылаясь на отраслевых аналитиков, ожидается, что Delta объявит о чистых убытках порядка 625--675 млн долл. (т.е. примерно в четыре раза больше, чем во втором квартале 2004 года). А выручка компании в третьем квартале оценивается в 1,45 млрд долл. (против 2 млрд долл. кварталом раньше). Риск банкротства в такой ситуации, по мнению аналитиков, весьма велик. Ведь раньше Delta заявляла, что для спасения ей необходимо изыскать в следующем году 1,4 млрд долл. дополнительного финансирования.

Несколькими днями раньше Delta предложила держателям ее облигаций на общую сумму 2,6 млрд долл. обменять этот долг на новые корпоративные ценные бумаги общей стоимостью до 680 млн долл. Сейчас на рынке обращаются три разновидности облигаций Delta -- с коротким, средним и длинным сроком погашения. Предложение, сделанное держателям этих бумаг 13 октября, предусматривает, что только краткосрочные облигации и только при условии их немедленного предъявления к обмену будут заменены по номиналу один к одному новыми ценными бумагами. Прочие серии облигаций будут обмениваться по 400--500 долл. за 1000 долл. старого номинала. План финансового оздоровления компании предусматривает также увольнение 7 тыс. сотрудников (12% персонала) и сокращение зарплат остальным.

Если Delta и ATA пока делают последние отчаянные усилия, чтобы избежать банкротства, две другие крупнейшие американские авиакомпании -- United Airlines и US Airways -- уже вынуждены были прибегнуть к этой юридической процедуре. Она позволяет, в частности, руководству попавшей в беду фирмы несколько меньше заботиться о соблюдении материальных интересов своих сотрудников. US Airways в прошлую пятницу получила согласие специального суда по банкротствам на сокращение жалованья своим работникам на 21%. Суд почти полностью удовлетворил просьбу компании, которая просила разрешения на 23-процентное уменьшение зарплаты.

Таким образом, в неприятностях Delta нет ничего необычного. Они вполне вписываются в общий контекст американской авиатранспортной индустрии. Примечательно, что американская компания, которая летала в Москву до Delta, -- Pan American World Airways (более известная как Pan Am) тоже закончила свое существование банкротством. Первое советско-американское соглашение о воздушном сообщении было заключено в 1966 году. Во исполнение его двумя годами позже в нашу страну начала летать знаменитая в то время Pan American World Airways. В 1991 году слава не спасла эту фирму от серьезных финансовых проблем, от которых она так и не смогла впоследствии оправиться, несмотря на несколько попыток вернуть ее на рынок, предпринятых новыми владельцами.

Михаил КУКУШКИН