Время новостей
     N°188, 14 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.10.2004
Умов палата
Общество еще может пригодиться президенту
После трагедии в Беслане Владимир Путин выступил с набором политических инициатив. Причем отмена губернаторских выборов захватила общественное сознание гораздо больше, чем предложение президента создать Общественную палату. Тем не менее президент эти слова произнес, так что вскоре должна появиться и палата. Но что именно г-н Путин подразумевал под созданием палаты, как показало обсуждение этого вопроса экспертами в агентстве «Росбалт», никто толком не понимает. Даже политологи, считающиеся близкими к Кремлю.

Началось обсуждение с демонстрации небольшого фильма об Общественной палате в Саратовской области. И хотя в презентации было сказано, что саратовцы не предлагают копировать ее по всей стране, создана она полностью в русле российского политического устройства. Во главе Общественной палаты стоит губернатор Дмитрий Аяцков, «первый среди равных», по выражению министра общественных отношений Саратовской области Бориса Шинчука. Если Владимир Путин действительно заинтересован в создании палаты, подобная модель едва ли выглядит достойной тиражирования на федеральном уровне. Однако, как заметил генеральный сдиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, возможно, эта идея была фиговым листком для прикрытия других президентских новаций, а сама палата никому не нужна. Выяснить истинные намерения, на его взгляд, несложно. Достаточно посмотреть, с какой скоростью президентская администрация начнет реализовывать эту идею.

По мнению сопредседателя фонда «Единство во имя России» Вячеслава Никонова, статус самой палаты напрямую зависит от того, «при ком» она будет. Статус палаты при президенте, на его взгляд, значительно выше, чем у палаты при Госдуме. По словам главы Координационного совета российского бизнеса Александра Шохина, палата -- «добровольное самоограничение органов власти». "Так что чем больше палат, тем лучше, но президент явно говорил в единственном числе",-- заметил он.

Но для чего, собственно, необходимо это проявление гражданского общества, собравшиеся представляли себе довольно смутно. Например, согласились все, палата могла бы заниматься экспертной оценкой законодательства. Председатель Московской городской думы Владимир Платонов с гордостью рассказал, что у них в Думе давно уже работают эксперты по всем вопросам. Но осталось неясным, кто будет слушать экспертов, если они посоветуют делать не так, как хочет власть. Г-н Платонов также предложил сделать так, чтобы граждане, обиженные властью, могли обратиться в палату. Но не ответил, станет ли гражданину от этого легче.

Сам Владимир Путин говорил еще «о гражданском контроле за работой госаппарата». И если с экспертной частью все более-менее понятно, то контрольные функции, как отметил г-н Шохин, просматриваются с трудом.

Нет ответа и на вопрос, кто войдет в этот орган. Уважаемые люди? Но как искать мудрецов, когда у нас, по словам советника полпреда президента в Приволжском федеральном округе Вячеслава Глазычева, авторитетов не осталось. Представители общественных организаций? Но их так много, что все не поместятся ни в один зал, да и палата окажется нетрудоспособной. А если пускать не всех, надо решать, по каким критериям отбирать достойных.

Также собравшиеся спорили, надо ли вносить положения о палате в Конституцию или можно ограничиться федеральным законом. Но саму идею по доброй традиции последних лет только хвалили. Никто так и не объяснил, зачем она вообще нужна, эта палата. Ведь если реальных полномочий у нее не будет, а это наиболее вероятный вариант развития событий, палата станет потемкинской деревней гражданского общества. Представить же себе, что власть добровольно позволит себя поправлять и контролировать, в нынешних реалиях совершенно невозможно.

Вера СИТНИНА