Время новостей
     N°184, 08 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.10.2004
Придет вода
«Открытое море» на экранах Москвы
В свое время, еще до того как это стало небезопасно для дальнейшей критической карьеры, фильм «Челюсти» аналитики именовали не иначе как «лентой Роджера Кормана, только с большим бюджетом». «Открытое море» Криса Кентиса стоило, пожалуй, даже меньше, чем средний кормановский фильм, -- всего 130 тыс. долл., однако теперь в реестре «самых знаменитых фильмов про акул» оно будет располагаться в непосредственной близости от творения господина Спилберга. Кентис и его супруга Лора Лау, выступившая на картине в качестве одного из продюсеров и организатора подводных съемок, умудрились сделать классический морской триллер, избежав большинства банальностей, подстерегающих всех, кто выходит в вольное плавание с целью как следует испугать, -- резкой и тревожной, как будто распиливающей слух на кусочки закадровой музыки, тревожного параллельного монтажа, съемок с нижней точки барахтающихся у поверхности конечностей и приберегаемой до кульминации распахнутой во весь экран зубастой спецэффектной пасти. Здесь все гораздо проще. И эффективнее.

Пара молодоженов, Дэниэл и Сьюзен (Дэниэл Тревис и Бланчард Райан), приезжает на островной курорт, чтобы провести медовый месяц в непрерывном дайвинге и лицезрении подводных красот. В первый же день герои отплывают на катере в компании таких же, как они, туристов в живописное, но отдаленное от берега место. Плавают, фотографируют, наслаждаются доверчивостью рыб и красотой актиний. А когда поднимаются на поверхность -- не видят вокруг ничего, кроме воды. Катер ушел -- инструктор сбился со счета, проверяя наличие аквалангов, и уплыл обратно. Но Сьюзен и Дэниэл о просчете инструктора даже не подозревают. Им просто очень страшно. Тем более что небо с каждой минутой становится все мрачнее, вода -- все холоднее, голод -- все неудержимее. Причем под ложечкой сосет не только у них: вокруг горе-аквалангистов начинают кружиться в нетерпеливом танце акулы. И хвосты их бьются в воде, словно гигантские крысы.

Акулы, снимавшиеся в фильме, были самыми настоящими, в процессе съемок актеры плескались в окружении реальной популяции морских хищников неподалеку от Багамских островов. Но все-таки главный ужас вызывают в фильме совсем не они. Куда страшнее сам океан: с какого-то момента начинает казаться, что он, подобно Солярису, обладает разумом, но гораздо более мрачным и менее изощренным, чем водяная планета Станислава Лема и Андрея Тарковского. Скорее это своего рода огромный мыслящий желудок, бесстрастно переваривающий своих нечаянных пленников. Не соленая вода, но едкий внутренний сок неведомого организма окружает Дэниэла и Сьюзен. И смотреть на их компактное (меньше полутора часов) переваривание гораздо более жутко, чем на располосованные филеи и потоки бутафорской крови. Фильм взывает не к индустрии кино о морских чудищах, а к гораздо более серьезным, вполне метафизическим историям о безуспешном противостоянии человека и природы. Сборы главных героев в дорогу в прологе неотличимы от аналогичных сборов персонажей в гениальном и основополагающем «Избавлении» Джона Бурмана -- в этой классической саге о животных инстинктах благостное путешествие тоже закончилось весьма плачевно и далеко не все вернулись на большую землю в целости и сохранности.

Впрочем, о дальнейшей судьбе Дэниэла и Сьюзен ничего заранее знать не нужно: прокатчики не зря умоляют в своих информационных материалах «не раскрывать раньше времени финал картины». Будет ли в финале «идеальный шторм» или «мертвый штиль», имеет смысл выяснить самостоятельно и воочию. Но если собираетесь в отпуск на море, в дальние страны, по следам добряка Кусто -- трижды подумайте, прежде чем отправляться в кинотеатр. В противном случае недолго и испортить себе отдых, ни разу не войдя в воду. Себе дороже.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино