Время новостей
     N°183, 07 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.10.2004
Оцифрованная вера
«М'АРСиане» тщатся дешифровать символический код христианства
Сегодня в Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается выставка «Предстояние». Она претендует на то, чтобы стать сенсационным событием в истории отечественного искусства нового тысячелетия. Автор идеи, коллекционер и меценат, владелец артцентра М'АРС Виктор Бондаренко, главный художник М'АРСа Константин Худяков, историк и этнолог Роман Богдасаров представят зрителю новый иконостас христианских святых. Их лики выполнены не по традиционному иконографическому канону, а с помощью сверхсовременных компьютерных технологий. Художник Константин Худяков сфотографировал на цифровую фотокамеру 350 человек, чьи лица показались ему соответствующими образам библейских героев. Потом эти лица накладывались в компьютере одно на другое. В результате в банк данных было закачано более 60 тыс. изображений, из которых клонировался окончательный портрет каждого святого. После компьютерного монтажа лицо выводилось на фотохолст. В результате получался портрет гигантского размера. Иисус, Мария, Иоанн Предтеча, праотцы, чтимые на Руси святые складываются в колоссальный иконостас. Смотреть на клонированных в «Фотошопе» святых тяжело: ранят глаз натурализм и физиология. Гипертрофированные фактура лица, поры кожи, волосы, сосуды, кровоподтеки, следы телесных истязаний, капли крови... Натурализм авторы объясняют желанием заставить зрителя пережить события христианской истории как свои собственные.

Произведение рождает множество мучительных вопросов. Интересна ли инсталляция как новый опыт постижения веры? Нам показали гиперреализм, а религиозное сознание символично. Мир из плоти и крови -- страдающий, болеющий, страшный -- когда-то вдруг преобразится, и душа предстанет перед Бесконечностью Пространства, Жизни и Любви. Медиумом этого Преображения в нашем дольнем мире может быть мысль Художника. Но трудность в том, что Константин Худяков в новом произведении добровольно отказался от миссии художника и выбрал для себя более скромную роль документатора, протоколиста.

Сравнивать работу «Предстояние» с видеоартом Билла Виолы, на мой взгляд, преждевременно. Билл Виола своим видеоартом расширяет территорию собственно искусства, он проверяет возможность пространства старых картин оживить наше время. Возможно, «Предстояние» заинтересует тех, кто занимается естественнонаучной антропологией, этнографией. Жаль только, кастинг библейских персонажей проводился на «Мосфильме».

Сегодняшний вернисаж покажет, станет ли демонстрация возможностей высокотехнологичного фоторемесла фактом высокого искусства.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки