Время новостей
     N°180, 04 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.10.2004
«Дочка» получила оценку
На активы ЮКОСа покупателя нет
Первый шаг на пути распродажи активов ЮКОСа сделан -- инвестиционный банк Dresdner Kleinwort Wasserstein завершил оценку «Юганскнефтегаза». Как сообщил в минувшую пятницу некий источник Интерфакса, основная «дочка» ЮКОСа, по оценке банка, стоит 15,7--17,3 млрд долл. Впрочем, этот шаг может стать последним: таких денег нет ни у кого из российских нефтяников. Даже «Газпром», которого эксперты все еще продолжали считать одним из основных претендентов на покупку «Юганскнефтегаза», в субботу в категоричной форме отверг наличие подобных намерений. Учитывая, что многочисленные миноритарные акционеры ЮКОСа уже инициировали судебные процессы по всему миру, вряд ли захочет покупать этот актив и какая-либо зарубежная корпорация. Иными словами, претендентов на владение акциями «Юганскнефтегаза» два: нынешние акционеры ЮКОСа и государство. Как, впрочем, и считалось еще год назад.

Оценку «Юганскнефтегаза» Dresdner Kleinwort Wasserstein начал в середине августа, и его представители уже неоднократно говорили, что намерены закончить ее к концу сентября. Источник Интерфакса подтвердил, что оценка действительно завершена, хотя «ни Минюст, ни ЮКОС документы с результатами еще не получили». Впрочем, источник агентства подчеркнул, что «говорить об окончательных цифрах еще рано», однако минимальный порог цены в 15,7 млрд долл., судя по всему, совершенно неприемлем для российских компаний -- у них попросту нет таких денег.

Впрочем, они и так не устают повторять, что не намерены покупать этот актив. «Сургутнефтегаз» и ЛУКОЙЛ уже официально заявили, что не намерены участвовать в распродаже акций «дочек» ЮКОСа. В минувшую пятницу по этому поводу высказался и глава Альфа-Групп, председатель совета директоров ТНК-ВР Михаил Фридман. Он заявил The Financial Times, что ТНК-ВР «удовлетворена активами, которые уже есть». «Мы не думаем, что он (судебный процесс по делу ЮКОСа. -- Ред.) был юридически безупречен и транспарентен, поэтому это (покупка активов. -- Ред.) не в интересах наших акционеров», -- заявил он от лица нефтяной компании ТНК-ВР. Очевидно, что британцы пока не намерены увеличивать свои инвестиции в Россию, во всяком случае до тех пор, пока не решат с «Газпромом» все вопросы, связанные с реализацией Ковыктинского месторождения (см. «Время новостей» от 29 сентября).

А в субботу глава крупнейшей корпорации страны, «Газпрома», Алексей Миллер заявил: «Мы не занимаемся изучением даже возможности участия в аукционе (по продаже «Юганскнефтегаза». -- Ред.) на сегодняшний день. Будет аукцион, не будет аукциона -- для нас это не является предметом изучения. Цена вопроса, по-видимому, немаленькая. У нас абсолютно точно в инвестпрограмме и в бюджете таких денег нет -- это тоже объективно. Сейчас все время занимает компания «Роснефть». Задача номер один для нас -- присоединение «Роснефти». Эту задачу мы решаем». Г-н Миллер в последнее время все сильнее старается отдалиться от дела ЮКОСа. И это заставляет многих экспертов, поверив ему, говорить о том, что власти, похоже, нашли решение проблемы с опальной нефтяной компанией. Министр финансов Алексей Кудрин, находящийся в Вашингтоне, лишь намекнул на это, заявив: "Я могу вас уверить, что активы ЮКОСа будут проданы на основе прозрачности, конкурентности и с учетом коммерческого результата. И я думаю, тогда будут получены ответы на многие вопросы". Вот только какие это будут ответы, предсказать никто не берется.

Впрочем, если аукцион все же не состоится, то нельзя исключать, что государство получит налоговый долг ЮКОСа акциями «Юганскнефтегаза». А они уже могут быть включены в состав создаваемой «Газпромнефти» -- ведь, как считают многие эксперты, 100% акций «Роснефти» стоят меньше, чем 10,7% акций «Газпрома», следовательно, государству в состав новой структуры придется передавать и другие нефтегазовые активы. Как, собственно, и говорил глава «Газпрома» Алексей Миллер.

Правда, есть и еще один вариант, при котором можно продать "Юганскнефтегаз", -- это так называемый голландский аукцион, когда цена понижается до тех пор, пока не найдется желающих приобрести акции. Но вот даст ли он "ответы на многие вопросы" и будет ли "прозрачен и конкурентен", как говорит г-н Кудрин, непонятно.

Денис РЕБРОВ
//  читайте тему  //  Дело ЮКОСа