Время новостей
     N°180, 04 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.10.2004
"Братушки" по расчету
У России и Болгарии пока не получается перейти на прагматичные отношения
Некогда братские Россия и Болгария, похоже, решили попробовать вспомнить былое и возобновить сотрудничество -- правда, уже на иных принципах, целиком основанных на прагматизме, равноправном партнерстве и взаимной выгоде.

В конце прошлой недели очередную попытку увидеть друг в друге выгодных партнеров предприняли участники заседания российско-болгарской межправительственной комиссии. Ее российскую часть возглавил Сергей Нарышкин, назначенный после отъезда в Ростов Дмитрия Козака главой аппарата правительства -- министром РФ. Поездка в Софию стала первым выездом г-на Нарышкина за рубеж в новой должности.

В России уже успели подзабыть болгарские консервы, вина, продукцию легкой, табачной промышленности. Болгария в начале 90-х годов потеряла российский рынок. Мало того, что к нам пришли более сильные игроки, сами «братушки» сдавали позиции почти без боя. Их взоры были устремлены исключительно на Запад. 90-е годы стали «десятилетием упущенных возможностей» в отношениях России и Болгарии, признал в ходе одной из поездок в Москву пару лет назад вице-премьер, министр транспорта Болгарии Николай Василев.

Толчком к тому, чтобы вспомнить наконец все доброе и значимое, что было в российско-болгарских отношениях, стал визит Владимира Путина в Софию в марте 2003 года -- первый для российских президентов с 1992 года. Время для воспоминаний было выбрано самое удачное. Тогда Болгария праздновала 125-летие освобождения от османского ига. Роль России в этом судьбоносном для болгар событии была, как известно, определяющей.

Однако праздник прошел, а проблемы остались. Причем многие из них не решаются годами. Например, уже с десяток лет обсуждается вопрос строительства нефтепровода из болгарского порта Бургас в греческий Александропулос. Предполагается, что этот нефтепровод должен свести к минимуму трудности, связанные с транспортировкой российской нефти через Босфор. Однако до сих пор нет окончательного технико-экономического обоснования (ТЭО). Проект интересен России, но конкурентоспособным он станет только тогда, когда Болгария (и Греция) предпримут «меры поддержки, в том числе тарифной и нетарифной», сказал Сергей Нарышкин. Пока, похоже, о таких мерах договориться не удалось. Кроме того, дискуссия ведется вокруг пропорций участия в строительстве нефтепровода каждой из сторон. По словам г-на Нарышкина, труба потребует инвестиций в объеме около 700 млн долл. И «инвестиции должны быть с трех сторон», отметил он.

Помимо «нефтепроводного» интереса к Болгарии у отечественных компаний есть виды на энергетические объекты страны. Так, РАО «ЕЭС» присматривается к трем крупным ТЭЦ («Варна», «Руссия», «Бобов Дол»), которые вскоре должны приватизироваться. «Возможности участвовать в приватизации со стороны российских фирм большие, и мы встретим их с удовольствием», -- заверила членов российской делегации вице-премьер, министр экономики Болгарии Лидия Шулева. Она же сообщила, что в перспективе Болгария будет продавать предприятия морского и речного судоходства. Наверное, с не меньшим удовольствием Болгария встретит российские компании, которые изъявят желание участвовать в тендере на строительство новой АЭС «Белене». Впрочем, никаких преференций не будет. По словам Лидии Шулевой, строить станцию будет тот, кто предложит лучшую стоимость вырабатываемой электроэнергии и лучшую систему безопасности.

В ходе заседания межправительственной комиссии обсуждалась и проблема огромного дисбаланса во взаимной торговле в пользу России. По итогам 2003 года Россия и Болгария наторговали на 1,5 млрд долл. (на 25% больше, чем годом ранее). При этом положительное сальдо России за счет поставок энергоносителей составляет в последние годы в среднем 1 млрд долл. Понятно, что Болгарии уравнять положение нечем. Впрочем, г-жа Шулева предложила обеспечить болгарским компаниям-экспортерам, как она выразилась, «недескриминационный доступ» на российский рынок. Речь идет, как пояснили корреспонденту «Времени новостей» в российской делегации, чуть ли не о равном участии болгар в тендерах, проводимых государством с целью обеспечения госзакупок.

Коллег по переговорам пришлось разочаровать: российское законодательство предусматривает в этой сфере приоритет отечественных производителей. Также болгарской стороне дали понять, чтобы она не питала особых надежд на возврат более 700 вагонов из так называемого обменного фонда, посредством которых грузы перевозились в советское время на пароме Варна--Ильичевск (Украина). Во-первых, как сообщил журналистам г-н Нарышкин, вагоны скорее всего находятся не в России, а на Украине, а во-вторых, болгарская сторона не может предоставить их номера. Зато Сергей Нарышкин обещал рассмотреть просьбу о доступе болгарских авиаторов к перевозке российских туристов на болгарские курорты. Ответ вполне может быть дан уже через пару недель. Визитом в Софию месячник российско-болгарской дружбы продолжит премьер Михаил Фрадков.

Михаил ВОРОБЬЕВ