Время новостей
     N°105, 19 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.06.2001
800 дней до процветания
Бывший монарх знает, как сделать болгар счастливыми
На воскресных парламентских выборах в Болгарии победу одержала коалиция, возглавляемая бывшим царем Симеоном II, -- по предварительным данным, она набрала 45% голосов. Подобное возвращение экс-монарха в большую политику не имеет аналогов. До этого только испанец Хуан Карлос вернул своей династии корону в 1975 году, но это произошло в соответствии с решением о восстановлении в Испании конституционной монархии после смерти Франко. 64-летний же Симеон, сидевший на болгарском троне в совсем юном возрасте в 1943--1946 годах, теперь может при желании стать премьером.

Коммунисты упразднили монархию в 1948 году, через два года после отъезда царской семьи в испанское изгнание. После крушения восточного блока Симеон II настойчиво предлагал восстановить в Болгарии династию Кобургов (то есть самого себя), покончив таким образом с застоем, в который ввергли страну правительство социалистов (бывших коммунистов) и нескончаемая борьба между левыми и правыми. В 1996 году бывший царь посетил родину, где население встретило его восторженно -- как невинную жертву безбожной власти и сталинского диктата, как сказочного "доброго короля" со способностями удачливого бизнесмена и даже как родственника легендарной Елизаветы II. Отец Симеона царь Борис был весьма популярен, и хотя многие клеймили его за союз с нацистами (Кобурги -- немцы по происхождению), существует версия, что царь, напротив, пал их жертвой: в 1943 году гитлеровцы якобы устранили строптивого славянского монарха.

С приходом в 1997 году к власти правоцентристского блока «Объединенных демократических сил» (ОДС) в Болгарии начался период мучительных и малоэффективных реформ, сопровождавшихся разгулом коррупции, беспримерным расслоением общества и обнищанием 40% населения. И Симеон II радикально изменил политическую тактику: со дня окончательного возвращения на родину в апреле этого года он постоянно повторяет, что цель его жизни -- не реставрация монархии, а восстановление демократии и морали.

Бывший царь ворвался на политическую сцену подобно метеору, отодвинув на второй план ее традиционных обитателей и преодолевая их ожесточенное сопротивление. Так как конституционный суд постановил, что бывший эмигрант не может участвовать в президентской гонке (для этого требуется прожить на родине минимум 5 лет), он уже 6 апреля создал «Национальное движение Симеона II» (НДС II), в которое тут же вступили тысячи болгар, поверивших в человека, "не отягощенного ошибками прошлого". После запрещения Верховным судом 28 апреля официальной регистрации НДС II (за малопочтительные отзывы некоторых его активистов о политических оппонентах) неутомимый экс-монарх вступил в союз с двумя малыми партиями и тут же сформировал «Национальный альянс Симеон II» (НАС II), зарегистрированный в начале мая.

Главные тезисы предвыборной программы НАС II -- борьба с коррупцией и "формирование новой политической этики", а также привлечение в кратчайшие сроки (по-видимому, с расчетом на международный авторитет Симеона) иностранных инвестиций. Симеон II, удачливый испанский бизнесмен, обещает соотечественникам систему эффективных экономических мер, способных в течение 800 дней поднять народное благосостояние. Кроме того, по его словам, стране как воздух необходимы "немедленные изменения в политической системе". Когда президент Петр Стоянов поинтересовался, уж не имеется ли в виду изменение государственного строя Болгарии, бывший царь вновь отверг наличие у него планов восстановления монархии.

Симеон II утверждает, что для него главным в политике являются консенсус и "коалиция партий со сходным мировоззрением". Еще до выборов он предложил премьеру и лидеру ОДС Ивану Костову сообща поработать в новом правительстве, тем более что Симеон II, Стоянов и Костов (три "политических тяжеловеса") в принципе разделяют одинаковые приоритеты -- продолжение реформ, приватизация, сближение с США, вступление в НАТО и Евросоюз. Премьер от предложения отказался, и теперь победитель с учетом получения правыми и социалистами приблизительно по 18% голосов, кажется, готов сделать ставку на партию болгарских турок "Движение за права и свободы" (ДПС), 7% голосов которых позволят НАС II и ДПС чувствовать себя в парламенте вольготно. Сам же "царь", на деле обладая реальными властными рычагами, по мнению "особо приближенных", вообще может остаться "в тени", приняв на себя роль "морального лидера".

Тяга к «золотому веку», с которым ассоциируются потомки королевских домов, правивших некогда странами Восточной Европы, характерна практически для всех стран бывшего соцлагеря, почти в каждой из них есть потенциальный монарх. Румынского короля Михая, который в 1944 году привел свою страну в антигитлеровскую коалицию, посткоммунистический Бухарест считал настолько серьезным соперником, что довольно долго просто не пускал его в страну. Не скрывает амбиций Александр Карагеоргиевич, сын последнего короля Югославии Петра II. Он был яростным идейным противником Милошевича и недавно смог вернуться на родину. Аналогичные мечты лелеет продолжатель черногорской династии Негошей, кронпринц Никола, проживающий в Париже и имеющий множество почитателей на родине. Ближе всех к трону подобрался наследник албанского престола Лека I -- в 1997 году на волне массовых протестов против обнищания населения в Албании прошел референдум о восстановлении монархии, который монархисты проиграли, как утверждают они сами, из-за масштабных фальсификаций.

Возвращение Симеона II, в партию которого входят весьма экзотические персоны -- от фотомоделей и знаменитых спортсменов до богатых бизнесменов, -- доказывает, что вера восточноевропейцев в чудо, благодаря которому их страны в один момент станут богатыми и процветающими, жива и спустя 12 лет после крушения коммунистических режимов.

Алексей СЛОБОДИН