Время новостей
     N°178, 30 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.09.2004
Лучший из худших
«Хроники Риддика» на московских экранах
В 2000 году вполне уверенный в себе голливудский драматург Дэвид Туи поставил по собственному сценарию недорогой фантастический фильм «Черная дыра». После аварии уцелевшие пассажиры космического корабля оказывались в странном и враждебном мире, освещаемом сразу тремя солнцами. Но даже там раз в четверть века наступала ночь, вызванная тотальным затмением, и в непроглядной тьме хозяйничали единственные жители планеты -- летающие твари, пожирающие все на своем пути. Корабль рухнул как раз ближе к вечеру. Так что надеяться потерпевшим крушение пришлось только на Риддика -- межгалактического рецидивиста, которого перевозили на том же корабле к месту очередного заключения. У Риддика напрочь отсутствовало представление о порядочности, чести и человеколюбии, но зато имелось гораздо более важное в этих краях качество -- он умел видеть в темноте.

В прокате фильм окупился, хотя ошеломительной прибыли и не принес. И только по выходе его на видеоносителях поклонники кинофантастики осознали, что перед ними затаившийся до поры до времени шедевр. Весьма скромные затраты Туи окупил изобретательностью, да и нехитрый, но вряд ли возможный в большой голливудской постановке ход, когда единственной надеждой на спасение оказывался тот, кто по всем приметам метил на основного злодея, тоже не остался незамеченным. К тому же мало кому известный на рубеже веков Вин Дизель, сыгравший Риддика, к началу миллениума превратился в первостатейную звезду.

Но Туи намеревался не просто эксплуатировать разовую удачу. В его воображении родилась идея целой Вселенной, в которой Риддику было бы где разгуляться. Вторая часть обещала быть не продолжением, а скорее началом грандиозной саги в духе «космической оперы» в диапазоне от Эдгара Райса Берроуза до Джека Вэнса, новой реальности с мириадами миров, множеством соперничающих рас и чередой конфликтов, в которых на кон поставлены целые звездные системы. Для начала между «Черной дырой» и грядущими «Хрониками Риддика» проложили нарисованный мост в виде получасового мультфильма «Темная ярость» (его по сюжету Туи снял кореец Питер Чун, известный по болезненному эмтивишному технотриллеру «Эон Флакс» и сегменту «Аниматрицы» под названием «Принятый»), в котором рассказывалось, что случилось с Риддиком и его уцелевшими спутниками после бегства с планеты чудовищ, а также давались некоторые намеки на масштаб последующих событий. Стало понятно, что межгалактического пафоса прибавится, а общий моральный релятивизм останется неизменным. Сам Туи описывал намечаемый конфликт «Хроник» в терминологии спагетти-вестерна: «Тут борются не хорошие с плохими, а скорее плохие со злыми».

События «Хроник» разворачиваются через пять лет после «Дыры». Спасаясь от преследующих его вольных охотников за головами, Риддик (Дизель) попадает на планету Гелион, которую как раз в тот момент оккупирует раса Некромонгеров -- тоталитарных космических воителей, которые путешествуют по мирам и либо превращают соседей в себе подобных, либо уничтожают дотла. Поначалу Риддик хочет всего лишь остаться в стороне от всего происходящего, но интриги повелителя Некромонгеров Лорда Маршалла (Колм Фири), не дающая никому покоя тайна происхождения Риддика и связанное с ней роковое для Некромонгеров пророчество заставляют бандита ввязаться в противостояние, от которого зависит не только его собственная жизнь, но и судьба всей Вселенной.

Более подробно вникать в перипетии сюжета нет смысла -- ни читая рецензии, ни во время просмотра. Все равно останется ощущение, что смотришь не вторую, а как минимум десятую часть масштабного сериала, где давно уже известно соотношение сил, иерархия правителей и география на несколько световых лет вокруг. Пытаться что-либо понять или догадаться о том, что произойдет в следующую минуту, бесполезно -- здесь возможно все, и, следовательно, ничто не имеет основополагающего значения. Любое условие может быть отменено или дополнено по усмотрению. Скажем, Аэрен (Джуди Денч), посол мистической расы Элементалов, специализирующихся на пророчествах, предстает перед генералитетом Некромонгеров в виде полупрозрачного призрака -- но ровно с тем же успехом ее могли бы вносить в церемониальный зал в аквариуме с морской водой. Но призраком -- гораздо красивее. На это и ориентировались.

Вообще, к художественной части «Хроник» претензий не может быть в принципе. И планета Гелион, мир победившего космического ислама, и раскаленная планета-тюрьма Крематория, и обитель Некромонгеров, в которой соединились элементы барокко, артдеко и тоталитарной архитектуры Третьего рейха, -- все придумано и воплощено с редкостной по нынешним меркам тщательностью, выдумкой и похвальным неверием во всемогущество компьютерной графики: многие поражающие воображение декорации были выстроены в натуральную величину. А композитор Грэм Ревелл написал к фильму совершенно роскошную музыку, как нельзя лучше соответствующую мрачной помпезности происходящего. Трюки, бои, интервенция Некромонгеров -- решительно все поражает воображение и радует глаз. Настолько, что вникать в дворцовые интриги, битвы за власть и межпланетную дипломатию нет ни сил, ни желания. Вполне достаточно того, что на невероятно красивом выпуклом фоне передвигается Риддик -- герой, который даже на просторах Вселенной остается вечным маргиналом, как будто попавшим на страницы фантастической саги прямиком из-под потертого переплета романа «черной серии» 30--40-х годов. Его способность, скажем, убить противника одним движением руки с зажатой в ней кружкой весьма пригодилась бы ему в американской тюрьме строгого режима времен Великой депрессии, но выручает и в подземельях инопланетного каземата. И если большинство разговоров в фильме не выходит за рамки вызывающей невольный хохот напыщенной белиберды в духе допотопного «Флэша Гордона», то внутренние монологи Риддика и в дубляже выдерживают сравнение с иными откровениями героев Дэшила Хэммета и Рэймонда Чандлера. Даже когда перед ним раскрылись все просторы Вселенной, Риддик чувствует себя неуютно, ему и целого мира всегда будет мало. Поэтому финал, когда Риддик, подобно Конану-варвару из старого фильма, водружает свое мощное тело на трон и становится повелителем галактической империи, не сулит космосу ничего хорошего. Зато для зрителей возможная третья часть его приключений (которую, несмотря ни на что, после «Хроник» очень и очень ждешь) представляется заведомым триумфом воли.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино