Время новостей
     N°176, 28 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.09.2004
Калиф на «МиГ»
Государство устанавливает прямой контроль над экспортом военной авиатехники
В мире оружейного бизнеса очередное потрясение: распоряжением премьер-министра Михаила Фрадкова снят с должности генерального директора -- генерального конструктора Российской самолетостроительной компании (РСК) «МиГ» Валерий Торянин. Отстранение прошло, как у нас часто бывает, по-византийски: г-н Торянин узнал о своей отставке во время очередных переговоров с заказчиком. Освободившееся кресло займет нынешний президент и совладелец корпорации «Иркут», выпускающей истребители марки «Су», Алексей Федоров. Правительство поручило Минпромэнерго заключить с г-ном Федоровым трудовой договор.

Эта кадровая перестановка внешне выглядит неожиданной и даже нелогичной. Валерий Торянин, сменивший Николая Никитина, не проработал в должности и года. Это время он выступал, по сути, в амплуа кризисного менеджера, которому пришлось разгребать оставленные предшественником завалы, выводить корпорацию из финансового кризиса. И похоже, г-н Торянин с задачей справлялся: долг предприятия таял, рабочие стали наконец получать зарплату.

Вчера, как стало известно «Времени новостей», в цехах РСК «МиГ» рабочие вели тревожные разговоры о том, что же теперь будет дальше. Хотя до этого перспективы вырисовывались вроде бы неплохие. Досрочно был выполнен контракт с Суданом на поставку в эту страну 12 истребителей МиГ-29. На предприятии РСК в Луховицах в последние два-три месяца побывали солидные делегации дипломатов стран Латинской Америки и Африки, заглянула «на огонек» министр обороны Чили. В ближайшей уже перспективе ожидается контракт с Алжиром на поставку в эту страну 50 истребителей МиГ-29 на сумму примерно 700 млн долл. Начались поставки в Йемен истребителей МиГ-29СМТ, по боевым возможностям втрое превосходящих базовую модель. Говорили и о других сделках, заключение которых не за горами.

Причиной отставки Валерия Торянина, по официальной версии, стали трудности с выполнением обязательств по контракту с Индией на поставку для ВМФ этой страны палубных истребителей МиГ-29К на общую сумму 700 млн долл. Суть проблемы заключалась в том, что индийцы дали маленький аванс, а при старых долгах РСК (300 млн долл. плюс пени) кредит ей не даст ни один банк. Еще в начале сентября председатель правительства Михаил Фрадков собирался провести на РСК совещание по этому поводу, но оно не состоялось. Возможно, к тому времени судьба г-на Торянина предварительно была уже решена. Источники в российском оборонно-промышленном комплексе говорят, что руку к перестановкам приложил глава федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов -- личный друг президента Путина и человек, который, по некоторым сведениям, учился в одной школе с г-ном Федоровым.

Заняв должность в конце апреля нынешнего года, г-н Чемезов сразу обнародовал один из главных пунктов своей стратегии: продавать готовые образцы вооружения и военной техники (ВВТ) должен только «Рособоронэкспорт». По крайней мере, до завершения процесса формирования оборонных холдингов. И аргументировал свою позицию: директора оборонных предприятий, измученные безденежьем и невозможностью уплатить разного рода долги, чтобы закрыть образовавшиеся дыры, готовы продать произведенное ими изделие за копейки. Завтра за это изделие более высокую цену никто не даст -- во внешней торговле существует закономерность, напоминающая прецедентное право. Чтобы поднять цену, главному торговцу оружием приходится изрядно покрутиться.

Сергей Чемезов считает ненормальным положение, когда оборонное предприятие, получившее право самостоятельного выхода на внешний рынок, дает государственному посреднику, то есть «Рособоронэкспорту», подножку. Например, предлагает за рубеж продукцию, которой еще нет на вооружении российской армии. Или пытается вести переговоры за спиной госпосредника даже в том случае, когда заявка на поставку этого образца вооружения закреплена за «Рособоронэкспортом».

Среди тех, кто постепенно уходил из-под крыла госпосредника, была и корпорация «МиГ». В частности, нашумевшую сделку с Суданом миговцы провернули самостоятельно. Положение усугубилось тем, что США выразили протест против поставки российских истребителей в Судан, полагая, что они будут использованы в межэтнических столкновениях в провинции Дарфур. Американцы вообще считают, что Судан поддерживает международных террористов.

Сделка, однако, состоялась. Воодушевленный успехом и поступившими при погашении первых суданских векселей деньгами, Валерий Торянин и дальше, как говорят в корпорации, намеревался гнуть свою линию. Концепция главы «Рособоронэкспорта» о едином торговце готовой продукцией военного назначения благодаря «МиГу» давала трещину. Показатели ФГУП, торгуй оно продукцией РСК, были бы выше. С учетом предстоящих крупных контрактов убыль главного торговца оружием могла быть еще существеннее. И тогда Сергей Чемезов, по версии источника «Времени новостей» в Лиге содействия оборонным предприятиям, предложил президенту, с которым дружен со времен службы в Германии, поменять руководителя РСК «МиГ».

Владимир Путин, который, как известно, лично курирует сферу военно-технического сотрудничества, внял аргументам г-на Чемезова. Через короткое время появилось распоряжение правительства.

Выбор нового руководителя РСК экспертов не удивил -- Алексей Федоров стал третьим подряд вслед за Николаем Никитиным и Валерием Торяниным выходцем из фирмы «Сухой», который пришел править «МиГом». Руководитель Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает г-на Федорова самым успешным сегодня частным оборонщиком. Помимо прочего, глава «Иркута» дружен с Сергеем Чемезовым. Можно с большой долей уверенности предположить, что при новом руководителе продукция РСК пойдет за рубеж через госпосредника. Более того, преуспевающая фирма «Иркут», из которой г-н Федоров, надо понимать, не уходит, может финансово помочь РСК. Но, скорее, деньги даст «Рособоронэкспорт», который практикует предоставление авансов оборонным предприятиям.

Еще одним следствием назначения Алексея Федорова на «МиГ» может стать создание единой авиационной корпорации, о которой нынешний глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин говорил, будучи еще вице-премьером. Вслед за нефтяным бизнесом и банковской сферой централизации, похоже, подвергается и торговля оружием. «МиГ» -- удачный выбор, ведь сегодня две трети российского оружейного экспорта составляет именно авиация.

Николай ПОРОСКОВ