Время новостей
     N°176, 28 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.09.2004
День инвестора
Михаил Фрадков собирает деньги для российской экономики
Премьер Михаил Фрадков провел вчера День иностранного инвестора в России. Утром г-н Фрадков выступил на традиционной ежегодной конференции «Россия: инвестиции в экономику роста», организованной Brunswick UBS. А уже в полдень -- на не менее традиционном, восемнадцатом по счету заседании Совета по иностранным инвестициям. Очевидцы могли убедиться, что прозвучавшие речи премьера были почти идентичны.

В своем желании убедить иностранных партнеров, что с Россией можно и нужно иметь дело, что правительство не покладая рук трудится исключительно над созданием благоприятных условий для вложения инвестиций, премьер был во многом похож на своих предшественников. Хотя политическая ситуация в России стала жестче, что не осталось без внимания участников вчерашней конференции.

Взойдя на трибуну отеля Marriott, где, собственно, и проходила конференция, российский премьер не знал, что буквально пять минут назад западные инвесторы и эксперты довольно внушительно критиковали российскую власть за непоследовательность в деле формирования прозрачных правил игры на рынке. Он не слышал ни того, как западные инвесторы говорили, что российское государство упорно загоняет их в рамки владения лишь 50% акций отечественных компаний -- как в Южной Африке. Ни того, что инвесторы сомневаются в сохранении Владимиром Путиным продуктивного союза с бизнесом. Ни того, что инвесторы отлично знают, что кто-то получит выгоду от раздела ЮКОСа, но не знают «наверняка повторится ли такое еще раз». А потому они «сомневаются», но все-таки «надеются», что «текущая администрация настроена на продолжение реформ». Пусть без ЮКОСа, но только без одного ЮКОСа, чтобы все остальные были.

Приехавший за три минуты до своего выхода премьер России, которому еще в кулуарах западные инвесторы решили не задавать вопросов про ЮКОС за бесперспективностью, ничего этого не знал. Но скуку обычного доклада со статистическими выкладками прочувствовал заранее. «Как же лучше построить выступление, -- риторически обратился г-н Фрадков к аудитории. -- Статистику вы знаете не хуже, может быть, даже лучше, чем я». По словам премьера, доклад просто так и «изобилует цифрами, которые подтверждают, что иностранным инвесторам везде у нас дан зеленый свет». Однако г-н Фрадков все же сообщил инвесторам, что финансовый и банковский секторы правительство будет развивать, что примет законы, способные защитить всех акционеров, включая и миноритарных, что с коррупцией мы будем бороться "по-взрослому".

Отвечая на вопросы, которых оказалось два, г-н Фрадков много говорил о роли государства в экономике. Он предложил западным коллегам не противопоставлять интересы государства и миноритарных акционеров. Приведя в пример «Газпром», премьер сказал, что, усилив роль государства в этой компании, правительство хочет получить прозрачную, рыночную транснациональную компанию. А от превращения «Газпрома» в такой идеал, по его словам, безусловно, выиграют и миноритарии. В общем, г-н Фрадков высказался за то, чтобы «не было избыточного влияния государства», но при этом чтобы влияние все же было. Сколько должно быть этого влияния, как сказал премьер, над этим сейчас кабинет и думает. А под занавес г-н Фрадков и вовсе обаял западных партнеров. Говоря о «частно-государственном партнерстве», он заявил: «Если оно не будет списано с западного образца, это приведет к коррупции».

Впрочем, в отличие от конференции на заседании консультативного совета по иностранным инвестициям г-н Фрадков все же не удержался и отчитался о достижениях российской экономики: рост за семь месяцев составил 7,4%, реальные доходы населения растут, налоговое администрирование улучшается, работа по снижению административных барьеров продолжается, инвестиций в основной капитал все больше. За семь месяцев года они выросли на 12,9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Впрочем, к октябрю инвесторы притормозили. По данным Минфина, которые на конференции в отеле Marriott обнародовал заместитель министра финансов Сергей Шаталов, прирост инвестиций в российскую экономику за девять месяцев составил уже 12,2%. Прямых иностранных инвестиций привлечено 3,4 млрд долл., тогда как за аналогичный период прошлого года -- 2,5 млрд (для сравнения: Китай ежегодно получает 50 млрд долл. прямых иностранных инвестиций). Однако в процентном отношении доля прямых инвестиций снизилась с 20% в прошлом году примерно до 18%. Г-н Шаталов объяснил это ростом доли прочих инвестиций (15,4 млрд долл.), в том числе в виде кредитования российских предприятий иностранными инвесторами. Одним словом, эти «инвестиции» придется отдавать еще и с процентами, что усилит и без того существенный отток капитала.

На той же конференции заместитель главы Центробанка Алексей Улюкаев признал, что в первом полугодии из страны утекло 7 млрд долл., а не 5,5 млрд, как сообщалось ранее. Впрочем, сейчас, успокаивал г-н Улюкаев собравшихся, процесс замедляется. Например, в сентябре из страны уйдет «от полумиллиарда до миллиарда долларов». В результате, по его словам, по итогам года отток капитала из России не превысит 12 млрд долл. Между тем эксперты с официальными прогнозами не согласны. Например, в материалах Высшей школы экономики, подготовленных к заседанию Совета по иностранным инвестициям, прогнозируется, что чистый отток капитала по итогам года может составить 12--14 млрд долл. В свою очередь, главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков заявил «Времени новостей», что в 2004 году из России уйдет не менее 15--17 млрд долл. Однако в любом случае эти цифры наглядно демонстрируют, что, несмотря на клятвенные заверения правительства в вечной любви, пока инвесторам в России, мягко говоря, неуютно.

Как показали заседания рабочих групп координационного совета, иностранцев, работающих на российском рынке, волнуют в основном конкретные проблемы, а не макроэкономические показатели. Ральф Хермкенс из компании «АББ» интересовался, почему при слиянии двух компаний необходимо заново регистрировать фирму. «Такова мировая практика», -- кратко пояснил министр экономического развития Герман Греф. Виктор Крамаренко из «Проктер энд Гэмбл» рассказал, что под госрегистрацию спиртосодержащей продукции подпадает все: даже кремы, где спирта менее 3%, или твердые дезодоранты, где спирта хоть и 30%, но выпить его невозможно. На что представитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, признав, что «в целях алкогольного опьянения дезодоранты грызть никто не будет», все же высказался против отмены госрегистрации.

Но за предпринимателей все же заступился Герман Греф: «Сколько мы ни ужесточаем законодательство, смертельных случаев меньше не становится. Так давайте предоставим желающим отравиться такую возможность».

Правда, остальные пожелания инвесторов уже не были встречены с такой готовностью. Ричард Броди из компании «Юнайтед Текнолоджис» предложил снять ограничения на участие иностранцев в авиационных проектах, за исключением бывших государственных, а ныне приватизированных авиапредприятий, подчеркнув, что это «не только источник денег, но и доступ к мировым рынкам». К слову, законопроект об отмене 25-процентной квоты уже был согласован с правительством и даже прошел первое чтение в Думе, однако потом дело застопорилось. Как признал замминистра экономического развития Андрей Шаронов, в правительстве пока нет единой позиции по этому вопросу.

Малькольм Бриндед из компании «Шелл» поднял важный не только для иностранных инвесторов вопрос «о создании условий для инвестиций в стратегически важную нефтегазовую отрасль». На его взгляд, надо упрощать выдачу лицензий и создавать новые формы соглашений о разделе продукции (СРП). Герман Греф рассказал, что губернаторы теперь лишены права подписи лицензий и это отменяет действующую систему «двух ключей». Но развивать «непрозрачный механизм» СРП правительство не будет. Действующие соглашения по Сахалину будут продолжены, пояснил г-н Греф, хотя они вызывают «много вопросов», но новые СРП возможны только при условии, что на аукцион по данному месторождению не пришло ни одной заявки.

Отдельно обсуждался вопрос улучшения имиджа России за рубежом. Рекомендации Ральфа Куглера из компании «Юнилевер» выглядели очень просто. России нужно доверие, политическая стабильность, инфраструктура и профессиональные кадры. Однако, как любил говорить нынешний министр экономики Грузии Каха Бендукидзе, не надо думать, что простые рецепты не так эффективны, как сложные. После того как эти базовые цели будут достигнуты, России следует провести пиар-кампанию на Западе. До их появления рекламировать себя за рубежом, по мнению г-на Куглера, бессмысленно. Еще один практический совет -- привлекать для рекламы страны иностранцев, в том числе журналистов, -- дал Ханс Хорн из «Эрнст энд Янг». Как известно, в СССР могли работать только иностранные корреспонденты левых изданий, симпатизирующих коммунистам, но имидж страны на Западе отчего-то лучше не стал. «Если немец расскажет немцу, что работать в России можно, это будет эффективнее десятка русских», -- пояснил г-н Хорн. Заодно он предложил распространить на всю Россию опыт Великого Новгорода, где создано специальное агентство, помогающее иностранцам преодолевать бюрократические барьеры.

Вера КУЗНЕЦОВА, Вера СИТНИНА, Михаил ВОРОБЬЕВ