Время новостей
     N°169, 17 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.09.2004
«Татнефть» предъявляет права
Компания критикует указ Леонида Кучмы о передаче Кременчугского НПЗ в состав «Нафтогаза Украины»
«Татнефть» продолжает конфликтовать с украинскими властями. Компания уже давно пытается реализовать свое преимущественное права на приобретение госпакета акций ЗАО «Укртатнафта», в которое входит Кременчугский НПЗ, и стать практически единоличным собственником завода. Но, как стало известно в среду, Леонид Кучма подписал указ, согласно которому до конца сентября акции НПЗ должны быть переданы госхолдингу «Нафтогаз Украины», на базе которого официальный Киев намерен создать вертикально-интегрированную нефтегазовую компанию (см. вчерашний номер газеты «Время новостей»). Российские эксперты сомневаются, что «Татнефти» удастся добиться своего. Ранее в «Нафтогазе Украины» заявляли, что не намерены согласовывать свои действия с акционерами из Татарии, поскольку собственником пакета акций «Укртатнафты» по-прежнему останется государство -- хотя и через промежуточную структуру.

Согласно указу г-на Кучмы, до 30 сентября "Нафтогазу Украины" будут переданы госпакеты акций «Укртатнафты» (43%) и НПЗ «Галичина» (25%). «Укртатнафтой» помимо государства владеют также татарские бизнесмены (в совокупности контролируют более 50%). «Татнефть» же вчера выступила с заявлением о том, что она настаивает на своем праве выкупить актив у государства. Это был ответ компании на слова главы наблюдательного совета «Укртатнафты» Равиля Муратова, который уверял, что татарские акционеры приветствуют создание вертикально-интегрированного холдинга на базе «Нафтогаза Украины», а не «Укрнафты», как планировало правительство Украины. «Мы удовлетворены и благодарны президенту Украины за это решение», -- цитирует Интерфакс слова представителя пресс-службы. Также в компании добавляют, что татарских акционеров «Укртатнафты» с «Нафтогазом Украины» связывают тесные отношения. Ранее глава «Нафтогаза Украины» Юрий Бойко сообщил о прошедших первых консультациях с акционерами из Татарии на тему развития «Укртатнафты», в ходе которых стороны «нашли понимание в части увеличения загрузки предприятия и поиска новой модели его работы».

В «Татнефти» об отсутствии противоречий узнали с удивлением. Первый замгендиректора компании Наиль Маганов тут же заявил, что нефтяники, наоборот, хотели бы воспользоваться преимущественным правом покупки государственного пакета в «Укртатнафте». «Это закрытое акционерное общество, и по законам, в том числе Украины, пакет должны сначала предложить к покупке участникам общества, -- сказал он. -- Все акционеры общества подтвердили свое желание купить этот пакет по цене выше, чем его оценило украинское Госкомимущество (160 млн долл. -- Ред.)». Кстати, для акционеров «Татнефти» стало неожиданностью и увольнение на прошедшем вчера заседании наблюдательного совета холдинга председателя правления «Укртатнафты» Павла Овчаренко. Г-н Маганов утверждает, что узнал об этом из СМИ.

Правда, после этого г-н Муратов сообщил киевским журналистам, что в действительности заседание совета было перенесено на 21 сентября и должно состояться в Москве. Такое решение, по словам г-на Муратова, «связано с поступающими в адрес членов совета угрозами и давлением со стороны уволенного на днях с поста председателя правления компании Павла Овчаренко». Смена руководителя предприятия -- "воля собственника, и наемный менеджер должен уступить», кипятился г-н Муратов. Он намеревался уже вчера подписать распоряжение о назначении на должность и. о. председателя правления «Укртатнафты» Сергея Глушко. Эту кандидатуру и будет рассматривать наблюдательный совет компании 21 сентября. С президентом Леонидом Кучмой, по словам г-на Муратова, она согласована.

Российские аналитики объясняют накал обстановки в «Укртатнафте» именно намерением украинских властей продать акции компании. «Возмущение «Татнефти» оправдано: компания не хочет упускать возможности получить завод, -- считает аналитик ИК «Совлинк» Лев Сныков. -- По российскому законодательству у компании был бы шанс, но на Украине это вопрос политический».

Денис РЕБРОВ