Время новостей
     N°168, 16 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.09.2004
Наука тратить
Борьба с терроризмом не приведет к пересмотру бюджета-2005
В следующем году страна впервые за несколько последних лет начнет жить не по средствам. Как заявил вчера на парламентских слушаниях по проекту бюджета-2005 министр финансов Алексей Кудрин, непроцентные расходы превысят рост экономики из-за «исключительности и беспрецедентности» реформ, запланированных на следующий год.

При этом дополнительных и сверхплановых трат на правоохранительную деятельность Минфин не планирует. Как заявил вчера г-н Кудрин, Минфин намного ранее сентябрьских событий на основе аналитической работы заложил в бюджет повышенные расходы на безопасность.

Парламентские слушания, созванные по инициативе сенаторов, стали по сути нулевым чтением проекта бюджета. Перечисление важнейших реформ, приоритетов и проблем заняло у г-на Кудрина ровно два часа. Первым делом сенаторы, ссылаясь на слова вице-премьера Александра Жукова о готовности правительства дополнительно уточнить расходы на безопасность, спросили, чем именно готово ради этого пожертвовать правительство. Оказалось, что жертвовать ничем не нужно. Минфин оказался провидцем. По словам г-на Кудрина, аналитика текущей ситуации и отчеты Совбеза отнюдь не в сентябре, а намного раньше заставили внести в проект бюджета дополнительные 157 млрд руб. (107 млрд достанется Минобороны, 50 млрд -- другим силовым ведомствам на борьбу с терроризмом). И это не считая федеральных целевых программ.

Расходы на безопасность, мучительное разграничение полномочий, административная реформа, дефицит Пенсионного фонда, потери от снижения единого социального налога -- все это вместе, по словам министра финансов, заставит страну пойти на временное увеличение непроцентных (не связанных с обслуживанием госдолга) расходов. В номинальном выражении расходы увеличатся на 17,8%, в реальном -- на 9,1%, между тем как рост ВВП запланирован на уровне 6,3%.

Минфин уверяет, что подобное проедание денег будет временным явлением, иначе страна скатится в инфляцию. В ближайший же год, как уверяет министр финансов, инфляция не превысит 7,5--8% -- даже несмотря на возможное испытание снижением нефтяных цен. Какими методами инфляция будет сдерживаться при таких угрозах, он не пояснил.

Внешний долг по-прежнему остается одним их ключевых факторов при расчете бюджета. Сумма выплат внешнего долга повысится с нынешних 16,1 млрд долл. до 17, 7 млрд долл. На погашение основного долга будет направлено 11,5 млрд. долл., на выплату процентов -- 6,2 млрд. долл. Расходы на выплату процентов по внешнему долгу в 2005 году будут почти на 1 млрд. долл. меньше, чем в 2004-м.

От угроз, грозящих экономике, министр перешел к приятному. Зарплаты федеральных бюджетников в следующем году увеличатся на 20 %, стипендии -- на 50 %. Трансферты впервые не будут окрашены по целевым направлениям. Регионы будут сами решать, на что тратить деньги: на северный завоз, дотации ЖКХ или повышение зарплат.

Реформу льгот г-н Кудрин был склонен отнести скорее к позитивным, чем к проблемным новациям следующего года. Монетизация льгот, на что в бюджете выделено 203 млрд руб., позволит, по словам министра финансов, ввести практически страховое обеспечение лекарствами. «Если сейчас льготник, приходя в аптеку, не может взять по бесплатному рецепту медикаменты, то уже в следующем году соцпакет за 350 руб. позволит получать в аптеках лекарства на любую сумму, хоть 10, хоть 20 тыс. руб. Главное, чтобы был рецепт от врача»,-- пояснил министр.

«Критикуя бюджет, все почему-то подсчитывают только минусы, а вот плюсы не замечают», --посетовал глава Минфина, перейдя к сложной для обсуждения с сенаторами темы разграничения полномочий и доходных источников. Отмена мелких налогов, по его словам, не приводит к снижению доходов регионов, которые за последний год в среднем по стране выросли в номинальном выражении в три раза. В тех регионах, где много выпадающих доходов, лучше сбалансированность бюджета, что достижимо за счет трансфертов, поэтому в конечном итоге регион не теряет, полагает г-н Кудрин. «Судите сами, кто выиграл -- регионы, получившие налоги от малого бизнеса и налог на имущество организаций, или же центр, полностью взявший себе НДС». Доходы от НДС практически перестали прирастать за счет растущей суммы возврата, а налоги, переданные регионам, растут, превышая инфляцию -- за счет перерегистрации бизнеса в форму малых предприятий и переоценки основных фондов организаций,-- отметил глава Минфина.

Разобраться с налоговыми доходами, судя по всему, центру в следующем году действительно будет непросто. Ранее предполагалось, что одновременно со снижением ЕСН (федеральный бюджет будет вынужден покрывать дефицит внебюджетных фондов) будут введены спецсчета НДС, закроющие утечку федеральных налогов. Отказ от введения спецсчетов вынудил Минфин искать иные способы пополнения бюджета. Например, в качестве доходного источника в бюджет-2005 уже включены взысканные с ЮКОСа налоги за 2000 год в объеме 35 млрд. руб.

С бюджетом и сенаторы, и зашедшие на мероприятие представители Госдумы оказались в принципе согласны. Как сказал после заседания корреспонденту «Времени новостей» один из сенаторов, «трансферты рассчитали нам по лукавой методике, и мы как представители регионов будем доказывать свою правоту, но вряд ли этим чего-то добьемся». И обреченно добавил: "Ведь ни мы, ни кто другой не можем возражать против увеличения трат на правоохранительную деятельность. Значит, придется поверить, что региональные бюджеты будут сбалансированными, как это доказывает г-н Кудрин".

Судя по всему, обсуждение бюджета в Госдуме на этот раз побьет все рекорды скорости. Не исключено, что четвертого чтения вообще не будет. Соответствующие поправки в Бюджетный кодекс уже приготовлены для внесения в Думу. Впрочем, в октябре правительство собирается представить поправки по финансированию силовых структур. Но суммы там будут незначительные и на общую концепцию бюджета-2005 они не повлияют.

Ирина Склярова