Время новостей
     N°167, 15 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.09.2004
Из Лувра -- в Кремль
Сокровища французской короны прибыли в Москву
Король Людовик XIV, более известный как Король-Солнце, любил, чтобы вокруг него было все прекрасно -- и лица, и одежды, и дворцы с парками. Располагая изрядными средствами, он смог окружить себя множеством замечательных вещей, и одной из главных среди равных была любимая королем коллекция резных сосудов -- по-французски они называются «геммы». А во времена Людовика их именовали просто -- драгоценности. Резанные из хрусталя, агата, яшмы, нефрита, в драгоценных оправах работы лучших мастеров Античности, Византии, Средневековья, Ренессанса и современников Короля-Солнца, небольшие сосуды не потрясают роскошью и богатством. В России такое искусство любили не очень -- потому, видно, посетивший Версаль в 1717 году основоположник многих наших культурных страстей Петр I не завел себе немедленно по примеру Людовика, венских императоров и итальянских князей подобной коллекции. Но конкурентов и без русских царей хватало. Геммы ценили и собирали при разных европейских дворах, и начинающему коллекционеру Людовику пришлось непросто -- многие предметы были уже недоступны, когда в 1663 году он сделал первые закупки сосудов из горного хрусталя «для замка в Версале». Через два года Людовик и его министр Кольбер смогли купить у наследников прекрасное собрание кардинала Мазарини -- почти целиком. А через двадцать лет коллекция насчитывала больше тысячи предметов. Людовик заказывал для сосудов золоченые витрины, богато выделанные столы, бархатные футляры. Для них строились и декорировались роскошные помещения, коллекцию прославляли в росписях плафонов, фиксировали в гравюрах. Подражая отцу, сосуды собирал дофин -- в его честь мастера украшали драгоценности фигурами дельфинов.

В первом парижском музее -- на Мебельном складе -- собрание Короля-Солнце показывали вместе с исчезнувшими позднее алмазами короны. Сосуды тоже регулярно крали -- два прихватили вместе с королевскими алмазами, но немало пропадало и до, и после печального происшествия. Немало хрупких предметов переколотили при разных обстоятельствах. Уникальные и дорогостоящие сосуды бойко расходились с аукционов, помогая наследникам, а затем революционерам решать финансовые проблемы. Революционеры и решили передать оставшуюся часть коллекции в Лувр, где она «обрела достойное место» в эпоху Реставрации.

От французского двора нашему Кремлю досталась совершенно уникальная экспозиция -- драгоценные сосуды за границу выезжают редко, а таким числом (сразу двадцать три предмета) впервые. С ответным визитом Париж посетят столь же уникальные византийские сокровища русских царей.

Наладить высокие отношения с Лувром (а других и быть не может -- оба музея хранят лишь подлинные, временем испытанные сокровища) помог ремонт в галерее Аполлона, где сосуды показывают с 1861 года в специально для них изготовленных витринах в стиле Людовика XIV. Из всех произведений прикладного искусства лишь эти сосуды занимают один из лучших залов -- там, где экспонируются главные сокровища музея, в основном живопись.

В России выставок из Лувра не было очень давно -- со времен государственного финансирования культурных обменов. Тогда царскую роскошь ценили не очень и выставки прикладного искусства в программы не включали. «Сокровища французской короны» приехали в Кремль с помощью Росбанка. И это только начало. К двухсотлетию Оружейной палаты Музеи Кремля обещают несколько выставок из разных царских (королевских, императорских и проч.) сокровищниц, благо сходные богатством правящие дворы славились разнообразием вкусов.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки