Время новостей
     N°165, 13 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.09.2004
Расплата по долгам
Сергей Колотухин покинул Минфин
Вчера стало известно о первой отставке в Министерстве финансов после реорганизации ведомства, проведенной нынешней весной. Сергей Колотухин покинул должность директора департамента госдолга, международных финансовых отношений и государственных финансовых активов. Вместо него в ранге и.о. этот пост будет занимать Денис Михайлов. До сих пор он был заместителем г-на Колотухина. По информации "Времени новостей", второй заместитель руководителя департамента Антон Толстиков тоже покинул Минфин. Впрочем, это событие просто совпало по времени с отставкой Сергея Колотухина -- г-н Толстиков перешел на работу в российскую дирекцию Международного валютного фонда.

В Минфине пока никак не объяснили отставку г-на Колотухина. В пресс-службе министерства в воскресенье телефоны молчали. Пресс-секретарь министра Геннадий Ежов был недоступен и по мобильному. Источники "Времени новостей" в правительственных кругах предполагают, что инициатором отставки был не г-н Колотухин, но, возможно, и не его непосредственный начальник Алексей Кудрин. Анализ деятельности г-на Колотухина позволяет предполагать, что инициативу мог проявить как сам чиновник, так и министр финансов. При этом следует отметить, что несмотря на принадлежность г-на Колотухина к касьяновской команде, г-н Кудрин всегда ценил его и не покушался на полномочия.

Весной, когда на самом высоком уровне было принято решение оставить в ходе реорганизации правительства у министров только по два заместителя, г-ну Колотухину должности зама не досталось. Алексей Кудрин назначил своими заместителями Татьяну Голикову и Сергея Шаталова. При этом, как говорят, г-н Кудрин в споре с архитектором административной реформы Дмитрием Козаком, отстаивая необходимость большего числа заместителей, ссылался именно на пример г-на Колотухина: мол, такие ценные кадры в случае понижения их статуса удержать не удастся.

Источники, близкие к Минфину, утверждали, что новое предложение возглавить департамент г-н Колотухин воспринял, мягко говоря, неоднозначно. Но Алексею Кудрину удалось убедить своего подчиненного остаться в министерстве. Возможно, впрочем, что достойных предложений от иных работодателей в тот момент ему не поступило.

Впрочем, существует по меньшей мере одна весомая причина, по которой и Алексей Кудрин мог быть недоволен Сергеем Колотухиным. Причина эта -- размещение Германией среди частных инвесторов кредитных нот, выпущенных в привязке к платежам по долгу России. Операция была осуществлена в начале июля. Общий объем выпуска нот составил около 6 млрд долл. из общей суммы долга России перед Германией около 20 млрд долл. На секьюритизацию части российского долга Германия пошла, чтобы уменьшить дефицит своего бюджета, который уже третий год подряд превышает 3% ВВП, что нарушает принятый в Евросоюзе Пакт стабильности и роста. Однако, по мнению большинства аналитиков, германская операция в перспективе может негативно повлиять не только на возможности заимствований российского правительства и негосударственных эмитентов за рубежом, но и на инвестиции в российскую экономику, а также на экономический рост в России.

Что Германия, решая собственные проблемы, в какой-то степени подставила Россию, аналитикам стало понятно сразу. Однако Сергей Колотухин оказался чуть ли не единственным в России специалистом, кто "вслух" увидел в этой операции положительные стороны. «Мы были в курсе этой операции, это соответствует стратегии управления долгом, утвержденной российским правительством в части секьюритизаци и увеличения рыночной составляющей долга», -- говорил он.

Между тем министр Кудрин в конце августа фактически дезавуировал слова своего подчиненного. Г-н Кудрин заявил, что российская сторона «использовала уроки» от операции Германии с российским долгом и готовит инициативу по обмену долга Парижскому клубу кредиторов на «рыночные бумаги». Позднее последовали пояснения: Россия в сентябре намерена провести консультации с представителями стран -- членов Парижского клуба о возможности обмена долга России перед клубом на еврооблигации России или частичного досрочного его погашения. Таким образом, Россия попытается предотвратить повторение германского «проступка» другими странами Парижского клуба.

Если этого сделать не удастся и кто-то все же пойдет путем Берлина, такой вариант, по мнению экспертов, может усложнить выход на внешние рынки как для самого российского правительства, так и для российских корпоративных эмитентов. Впрочем, расхлебывать эту долговую кашу Минфин будет уже без г-на Колотухина.

Иван ГОРДЕЕВ