Время новостей
     N°165, 13 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.09.2004
Конец питерской «забастовки по-итальянски»
Докеры морского порта «Санкт-Петербург» договорились с руководством
Новому владельцу группы компаний "Морской порт «Санкт-Петербург" (МПСП) -- Новолипецкому меткомбинату (НЛМК) -- удалось частично урегулировать трудовой конфликт, унаследованный от предыдущего собственника порта. В прошлую пятницу руководители Первой и Второй стивидорных компаний (входят в группу МПСП) подписали соглашение с представителями профсоюзных комитетов докеров. Документ подразумевает, что «итальянская забастовка» сотрудников двух крупнейших погрузочно-разгрузочных компаний, от которой порт лихорадит уже почти два месяца, должна прекратиться. Однако согласие работников с работодателем пока получилось неполным. К нему еще не присоединился еще один коллектив, участвующий в акции протеста, -- Четвертая стивидорная компания.

Забастовку в строго юридическом смысле этого понятия докеры не объявляли. Для давления на менеджмент они успешно использовали добровольное ограничение своей трудовой активности. Руководство порта сначала попробовало такой традиционный прием, как привлечение штрейкбрехеров, но в итоге предпочло компромисс с рабочим классом. Акция докеров оказалась особенно эффектной благодаря тому, что она совпала по времени со сменой собственника МПСП. Из-за этого в порту даже ходили ничем не подтвержденные слухи, что руководство стивидорных компаний если не само спровоцировало выступление докеров, то во всяком случае использовало это событие в своих интересах, а именно,для укрепления своего авторитета в глазах нового хозяина.

Как известно, в июне аффилированные структуры НЛМК выкупили у прежних владельцев по 81% акций Первой, Второй и Четвертой стивидорных компаний (по разным данным, эти компании обеспечивают в совокупности от 40% до более чем 50% грузооборота порта). Затем НЛМК приобрел и контрольный пакет самой МПСП (контролирует еще шесть стивидорных компании).

По странному совпадению как раз на финальной стадии оформления сделки порт перестал справляться с потоком прибывающих грузов. На ведущих к нему железнодорожных путях образовался затор. К 20 июля на станции Новый Порт Витебского отделения Октябрьской железной дороги скопилось около 400 вагонов с металлами и удобрениями, и их число продолжало увеличиваться. При этом председатель портового комитета Российского профсоюза докеров Александр Моисеенко опроверг появившиеся сообщения, что в порту началась забастовка. Забастовка на самом деле была, но не простая, а «итальянская». Докеры продолжали выполнять установленную норму, однако отказывались от сверхурочных работ. Между тем при фактически действующем в порту круглосуточном графике работы сверхурочные стали неотъемлемым элементом производственного процесса. По примерным оценкам, после начала акции сотрудники трех крупнейших стивидорных компаний обрабатывали за сутки 50 вагонов, а прибывало за это же время 120--150 вагонов. Убыток от почти двух месяцев «итальянской забастовки» порт и Октябрьская дорога пока затрудняются подсчитать, но и там и там говорят, что речь идет о миллионах долларов.

По словам г-на Моисеенко, акция приурочена к заключению нового коллективного договора (срок действия старого заканчивается в этом году). В новый договор профсоюз требует включить механизм индексации заработной платы в соответствии с уровнем инфляции. Менеджмент со своей стороны предлагал иной механизм расчета зарплаты, не привязанный к инфляции.

В итоге, как сообщила 10 сентября пресс-служба МПСП, руководство Первой и Второй стивидорных компаний достигло со своими коллективами взаимопонимания на следующих условиях. «Работодатель обеспечивает уровень среднемесячной заработной платы докеров-механизаторов и других категорий работников при условии перевыполнения бригадами докеров норм времени на грузовых работах на согласованную величину», -- говорится в совместном заявлении администрации и профсоюзов, подписанном по итогам переговоров. Хотя детали согласованного механизма формирования зарплаты стороны еще не обнародованы, докерам, очевидно, удалось добиться «антиинфляционной» индексации жалования в обмен на обещание работать не «по-итальянски», а сколько надо. Совместное заявление констатирует: «В условиях роста грузопотока, сезонного роста перевозок существует потребность в сверхнормативной работе в интересах всех участников транспортного процесса».

Под итоговым актом переговоров нет подписи представителей Четвертой стивидорной компании. Однако, ожидается, что на этой неделе и они присоединятся к соглашению.

Михаил КУКУШКИН