Время новостей
     N°164, 10 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.09.2004
Слишком большая площадь
Торговый бум привел к снижению арендных ставок
В Москву приходят крупные западные ритейлоры, и это вызывает изменение арендных ставок на торговые помещения. Из числа последних «новичков» -- британская торговая сеть Kingfisher, предлагающая товары для оборудования дома и дачи. В течение десяти лет компания намерена инвестировать более 600 млн долл. в развитие 60 гипермаркетов на территории России, из них не менее пяти появится в столице. Первый гипермаркет откроется в Москве в 2006 году.

Американская корпорация Wal-Mart, владелец крупнейшей в мире сети центров розничной торговли, организовала специальную группу для изучения возможности открытия магазинов в России. Кроме того, как говорится в исследовании консалтинговой компании Noble Gibbons, вторая по величине продуктовая сеть в Германии REWE Group планирует до конца текущего года открыть в Москве около 20 супермаркетов под маркой Billa совместно с холдингом «Марта». Оба предприятия на протяжении ближайших трех -- пяти лет собираются инвестировать не менее 500 млн долл. в совместный проект Billа Russia. Новые магазины будут иметь площадь 2--2,5 тыс. кв. м.

О планах расширения своего присутствия в России объявил и торговый концерн Metro -- немцы намереваются открыть магазины электробытовой техники Media Market. Увеличивают инвестиции в расширение своих торговых сетей и западные ритейлоры, уже присутствующие на московском рынке. Так, до конца текущего года откроются еще как минимум два французских гипермаркета Auchan, а шведская IKEA наконец пришла к соглашению с правительством Москвы относительно выделения ей трех участков в черте города под новые магазины. Кроме того, финский универмаг Stockmann еще до конца года планирует открыть свой очередной магазин в комплексе «Мега-2».

Западной экспансии подвергнутся и центральные районы города -- «стратегические точки» столицы. Компания «Стройинком-К», входящая в структуру Africa Israel Investment Fund израильского бизнесмена Льва Леваева, намеревается вложить 200 млн долл. в реконструкцию площади Белорусского вокзала. Проект предусматривает строительство многоуровневого подземного комплекса общей площадью около 100 тыс. кв. м, из которых магазины займут 50--55 тыс. кв. м. Окончание работ запланировано на 2008 год.

Не отстают от западных ритейлоров и российские участники рынка. Так, «Седьмой континент» на 2005 год запланировал открытие еще 40 своих супермаркетов.

Согласно исследованию Noble Gibbons, объем инвестиций в строительство площадей в новых торговых центрах в 2004--2005 годах составит около 1,3 млрд долл., а до 2007 года ежегодно будет вводиться около 400 тыс. кв. м современных торговых площадей, при этом их общий объем в Москве уже превысил 1,5 млн кв. м. По данным компании ABN-Realty, среди владельцев вновь возводимых комплексов преобладают компании с иностранным капиталом (около 60--65% от общего числа ритейлоров).

Такая активность инвесторов и ритейлоров на рынке торговой недвижимости уже привела к падению ставок аренды и высвобождению торговых площадей. По данным консалтинговой компании Stiles & Riabokobylko, в конце лета арендные ставки в торговых центрах за пределами Садового кольца снизились на 7,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К похожим выводам пришли и в Swiss Realty Group -- их исследования показали, что примерно из 45 современных торговых центров, присутствующих на рынке, ставки аренды снизились в половине из них. В среднем уменьшение арендной платы составило 5%.

Простаивание торговых площадей -- явление, невиданное с конца 90-х годов. По данным Stiles & Riabokobylko, к началу осени невостребованными оставались 2% торговых площадей. Менее оптимистичные результаты исследования приводит Swiss Realty Group: «Уровень вакантных площадей в среднем по рынку несколько возрос -- до 5--7%. Это было связано с активным развитием розничных сетей и появлением новых торговых комплексов. Причем именно в первом полугодии 2004 года стало заметно, что рост доходов москвичей (даже такой высокий -- 23%) не поспевает за увеличением количества торговых помещений. При этом в профессиональных торговых комплексах с продуманной концепцией доля свободных площадей не превышает 3%, а в неудачных проектах она может достигать 8--9%».

Приход новых крупных игроков, в первую очередь западных, на рынок ритейла может еще сильнее остудить рынок. Аналитики Swiss Realty Group полагают, что снижение доходности инвестиций в ритейл (с нынешних 15--18 до 12--13%), увеличение вакантных площадей, снижение арендных ставок заставят ряд владельцев торговых сетей сворачивать свою деятельность, в лучшем случае -- уступать активы более удачливым ритейлорам. Что уже и происходит. Так, московская розничная сеть «Петровский» (владелец -- БИН-банк) недавно перешла под контроль «Седьмого континента». Это 26 супермаркетов, примерная стоимость которых составляет 130--150 млн долларов.

Ольга ПРЯНИКОВА