Время новостей
     N°164, 10 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.09.2004
«МиГ» очарования
Россия продвигает оружие на чилийский рынок
Вчера в Россию с трехдневным визитом прилетела министр обороны Чили Микеле Бачелет. Во время встречи с главой российского военного ведомства Сергеем Ивановым были затронуты вопросы сотрудничества в военной и военно-технической сферах, совместные действия против терроризма. Сегодня будет парафировано межправительственное соглашение о сотрудничестве в военно-технической области. Г-жа Бачелет сказала, что это «послужит созданию благоприятных условий для успешного визита в Чили президента Владимира Путина в ноябре».

Результат встречи вряд ли можно назвать выдающимся, особенно на фоне отсутствия на сегодня каких-либо оружейных контрактов с Чили. Однако в Минобороны утверждают, что в ходе встреч с руководителями Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и ФГУП «Рособоронэкспорт» министр обороны Чили намерена обсудить реализацию как минимум восьми перспективных программ в области военно-технического сотрудничества, которые Россия продвигает на чилийский рынок. Речь идет о средствах ПВО, вертолетах, бронемашинах, армейских грузовиках, стрелковом оружии, а также о передаче современных технологий.

Перед встречей с Сергеем Ивановым министр обороны Чили побывала в Инженерном центре «ОКБ им. Микояна» Российской самолетостроительной корпорации «МиГ». По Москве г-жа Бачелет передвигалась на широком представительском «ЗИЛе», видимо, еще советского производства в сопровождении генерала и полковника из Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России. В ее свиту входили три офицера в мундирах с ярко-красными петлицами и белым металлом витых погон. Все трое благодаря форме очень напоминали Аугусто Пиночета.

В этой невысокой крашеной блондинке в обычном коричневом костюме, при цепочке на шее и сережках трудно заподозрить главу военного ведомства немаленькой латиноамериканской страны. Два слова по-русски: «Здравствуйте. Спасибо». Традиционный букет цветов от главы РСК «МиГ» Валерия Торянина воспринят как часть протокола, без блеска в глазах, какой бывает у женщин при виде цветов. Между тем г-жа Бачелет -- дама почти легендарная: получила медицинское образование, затем стала доктором технических наук, окончила военную академию, известна как военно-политический стратег. Летала на истребителе, испытывая пятикратную перегрузку. У министра трое детей и муж -- полковник ВВС.

Валерий Торянин рассказал гостье, что МиГ-29 создавался как истребитель для завоевания господства в воздухе, но теперь это многоцелевая машина. Хотя за два десятилетия внешне самолет почти не изменился, "начинка" совершенно преобразила его. После объединения Германии, рассказали представители РСК, оттуда убрали всю советскую военную технику, оставив только МиГ-29. Сейчас это основной истребитель люфтваффе. Германские летчики ежегодно соревнуются с коллегами из США и Канады и неизменно выигрывают у них воздушные бои. Помимо радара на этой машине есть система оптического наведения, в результате чего самолет может поражать цели даже при сильных радиопомехах. На вооружении МиГ-29 шесть ракет «воздух--воздух», четыре -- «воздух--поверхность», есть ракеты, пробивающие бетонные укрытия полутораметровый толщины. При этих словах министр начала возбужденно вертеть тонкие колечки на пальцах.

Особенно впечатлили г-жу Бачелет сравнительные характеристики российского истребителя с американским F-16, французским «Миражем-2000-5» и шведским «Гриппеном» -- естественно, в пользу «МиГа» (и это объективно). Например, у соперников один двигатель, а у нашего истребителя -- два. Однажды самолет успешно взлетел на одном двигателе. Г-жа Бачелет со знанием дела задала несколько вопросов, налегая на технические подробности. Миговцы охотно ей отвечали, приводя случаи "из жизни". Недавно в одной воюющей стране (в какой, не сказали) МиГ-29 прилетел на базу буквально изрешеченным -- насчитали 73 пробоины. Однако машину восстановили, причем на месте. Этим подчеркивалась неприхотливость самолета и его живучесть. Как рассказал главный конструктор -- директор программ МиГ-29 Аркадий Слободской, этот самолет -- лучший в ближнем бою. Достаточно всего пяти--семи снарядов 30-милиметровой пушки, чтобы стопроцентно поразить любого противника. Потому что система управления оружием, включая лазерный дальномер, снимает с летчика задачу прицеливания. МиГ-29 уникален уже тем, что прощает летчику многие ошибки. Из легких истребителей он единственный в мире, не требующий от пилота ограничений при стрельбе.

Представители РСК тут же принялись, как это сейчас принято в торговле оружием, агрессивно продвигать свою продукцию: пригласили главкома ВВС Чили в Россию полетать на «МиГе», затем предложили провести презентацию истребителя уже в Чили, выразили готовность участвовать в тендере и даже обсудить производство некоторых работ на чилийских предприятиях. Г-жа Бачелет была несколько смущена таким напором русских авиаторов, но обещала обсудить все предложения с главкомом ВВС своей страны. Подумав же, призналась, что Чили не планирует закупать большие партии вертолетов. Вот если бы русские предложили многофункциональные вертолеты... Г-н Торянин быстро сориентировался. «В нашу корпорацию входит и производство вертолетов Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор», Ка-31, представляющий собой мини-АВАКС», -- сказал он. «А самолеты морской разведки есть?» -- опять сменила тему министр. Таковых на РСК не оказалось.

И тут г-жа Бачелет задала вопрос, от которого лица миговцев просветлели, -- о цене МиГ-29. И г-н Торянин, ничего не скрывая, назвал суммы и дорогого морского варианта, и упрощенной «сухопутной» версии. Было похоже, что цена министра устроила, хотя она никак не выразила своего отношения у к ней. Валерий Торянин напирал на большое количество заказчиков и просто желающих приобрести его продукцию -- в потенциале около 400 обычных машин и примерно 200 морских. Морской вариант будет готов уже через полтора года. Портфель заказов корпорации сегодня -- 2 млрд долл. Но обнадеживающий отклик со стороны чилийцев выразился только в приглашении продемонстрировать самолеты на авиасалоне «ФИДАЕ» в Сантьяго.

Исполняющий обязанности директора по маркетингу Сергей Чумаченко считает, что закупленных у США десяти самолетов F-16 для обновления парка чилийцам мало. К тому же в 2006 году намечена замена совсем устаревших F-5. Потребуется еще как минимум два десятка новых машин. Известно и о желании Чили диверсифицировать свою авиатехнику, не замыкаясь только на американских закупках. На выставках чилийцы проявляли к «МиГам» явный интерес, это заставило РСК приложить усилия для налаживания сотрудничества. Страна платежеспособная -- 10% средств, вырученных от добычи меди, идет на гособоронзаказ. Безрезультатным визит министра обороны кажется только на первый взгляд, считают на РСК «МиГ». Процесс переговоров -- многолетняя тяжелая работа. Вчера был всего лишь промежуточный этап.

Николай ПОРОСКОВ