Время новостей
     N°163, 09 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.09.2004
Новые фишки
ФСФР подготовила закон о коммерческих облигациях
Федеральная служба по финансовым рынкам подготовила проект закона о коммерческих облигациях, которые должны стать инструментом для краткосрочных заимствований. Об этом сообщил заместитель руководителя ФСФР Владимир Гусаков, выступая вчера на конгрессе «Предприятия, имеющие наибольший вес в экономике России: мифы и реальность», организованном агентством AK&M. В октябре--ноябре документ поступит на согласование в правительство и, возможно, будет внесен в Госдуму уже в этом году. Это уже вторая попытка провести через соответствующие инстанции закон о коммерческих бумагах. Первая была предпринята упраздненной ФКЦБ в марте прошлого года. О судьбе той инициативы не сообщалось.

Эмитентом коммерческих облигаций может выступать любое акционерное общество, чей выпуск облигаций прошел хотя бы один листинг на бирже. Этими бумагами будут оформляться короткие, сроком до девяти месяцев, заимствования. В отличие от выпуска обычных корпоративных облигаций выпуск коммерческих можно не регистрировать в ФСФР. Первичное размещение этих предъявительских бумаг будет идти через открытую подписку на торгах фондовой биржи. Она будет регистрировать эмиссию и в течение суток сообщать о ней в ФСФР. Вторичное их обращение возможно только на той бирже, которая регистрировала выпуск. Сами бумаги будут централизованно храниться в депозитарии. Таким образом, подчеркнул г-н Гусаков, крупные заемщики, постоянно раскрывающие информацию, смогут осуществлять заимствования «в весьма оперативной форме».

В международной практике рынок коммерческих бумаг существует с позапрошлого века. Правда, до середины 80-х годов прошлого столетия он работал только в США, Канаде и Австралии. И только затем появился в Западной Европе и Японии. К 2000 году объем задолженности по коммерческим бумагам во всем мире составил около 2,2 трлн долл., причем около 78% этой суммы приходилось на США. Выпуск коммерческих бумаг или не регулируется или слабо регулируется государственными органами, строится на базе добровольного раскрытия информации и саморегулирования. В основном коммерческие бумаги используются для пополнения оборотных средств промышленными предприятиями и финансовыми структурами.

В России предприятия реальной экономики и финансового сектора использовали до сих пор для заимствований два инструмента: корпоративные облигации и векселя. Первым коммерческие бумаги вряд ли станут альтернативой: облигациями эмитенты оформляли, как правило, долгосрочные заимствования. Более того, теперь однократная эмиссия этих бумаг и прохождение ими процедуры листинга на бирже являются пропуском в мир краткосрочных займов через коммерческие облигации.

Другое дело векселя, которыми сейчас оформлена примерно треть всех долговых обязательств, выпущенных государством, муниципальными органами и предприятиями. До 85% векселей, обращающихся на российском рынке, имеют срок погашения до года. Выпуск этих ценных бумаг отличался от выпуска корпоративных облигаций сравнительной дешевизной: регулятивные и налоговые издержки в процессе эмиссии были минимальными. Теперь с векселями по размеру сопутствующих затрат вполне смогут конкурировать коммерческие облигации: к ним будет применяться только налог на эмиссию ценных бумаг, составляющий всего 0,2% от номинальной стоимости выпуска. Плюс комиссия бирже.

Правда, одной из привлекательных сторон вексельного рынка для эмитентов и участников останется слабый контроль за ним со стороны государства. Приоритет саморегулирования в этой сфере установлен Женевским единообразным вексельным законом. Таким образом, возможность надзора за вексельным обращением ограничена нормами международного права. Контроль же над краткосрочными заимствованиями законодательные инициативы ФСФР вводят на нескольких уровнях. К выпуску коммерческих облигаций будут допущены только эмитенты, однажды уже доказавшие свое соответствие стандартам эмиссии облигаций, установленным регулятором. ФСФР, конечно, не регистрирует эмиссию, однако получает сведения о ней от фондовой биржи. Сама же торговая площадка, чтобы получить лицензию фондовой биржи и, соответственно, право на организацию торгов коммерческими облигациями, должна отвечать требованиям регулятора. В 2001 году бывший председатель ФКЦБ Игорь Костиков мотивировал промедление с выводом на российский рынок коммерческих и ипотечных бумаг тем, что его комиссии пока не удалось решить проблему контроля над биржами. Теперь, после частичного вступления в силу «посмертного» постановления ФКЦБ №03-54, контроль, очевидно, установлен.

Вексельный рынок с принятием нового закона о коммерческих бумагах, скорее всего, покинут надежные заемщики, чьи облигации уже проходили процедуру включения в котировальные листы. Он станет менее емким и более рискованным.

Игорь ПОЛИЩУК