Время новостей
     N°161, 07 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.09.2004
"Нам не столь важно готовить спецназы, важнее делиться информацией"
Секретарь совета национальной безопасности Грузии Гела БЕЖУАШВИЛИ в интервью собкору «Времени новостей» Михаилу ВИГНАНСКОМУ рассказал, какими видят в Тбилиси перспективы отношений с Москвой и решения кавказских проблем после трагедии в Беслане.

-- Что должно или может измениться в грузино-российских отношениях для улучшения ситуации на Кавказе после этого страшного теракта?

-- Трагедия Беслана -- это и трагедия грузинского народа. Мы просто потрясены. Это для всех большой урок. И напрямую увязывать это с российско-грузинскими отношениями, по-моему, неверно. Но, конечно, недавняя эскалация ситуации в цхинвальском регионе, взаимные обвинения привели к тому, что между нашими странами возникла пропасть непонимания. Увы, создается впечатление, что в России появилась грузинофобия. И это меня пугает. Это ведь не только отдельные политические заявления. Происходит планомерное внедрение в российское общественное сознание: грузины виноваты во всех бедах, в том числе и в том, что сегодня террористы действуют на территории России. Интересно, знаете, грузинская тема превалировала в российских СМИ, даже когда падали российские самолеты. Мы специальный анализ делали.

-- Вы считаете, что это политика двойных стандартов?

-- Судите сами. Мы постоянно говорили о незащищенности грузино-российской границы, о том, что там должен быть мониторинг ОБСЕ. И вот последние шесть месяцев Россия ставит вопрос о прекращении миссии мониторинга на чеченском участке. Мол, там все нормально, мониторинг исчерпал себя. Мы думаем, это говорится для того, чтобы в будущем опять поднять тему Панкиси, чтобы была возможность обвинить кого-то. Но ведь это дорога в никуда в наших отношениях. Мы говорим, что эффективный контроль на границе выгоден как России, так и Грузии. Мы показывали документы, как в Южную Осетию переходят добровольцы, боевики, казаки. Россия почему-то этого не желала признавать. Зато раскручивается, что из Грузии в Россию кто-то проникает. Я за то, чтобы мы взаимно обеспечивали безопасность друг друга.

-- Тбилиси еще в начале этого года предложил создать совместный антитеррористический центр на основе российских военных баз в Грузии. Сейчас это предложение становится актуальнее?

-- Наше предложение, к сожалению, воспринимается не в плане учета взаимных интересов. Мы готовы на любые формы сотрудничества с Россией против терроризма. Мы предложили этот центр, согласны продолжать обсуждение, но Россия это понимает так, что все ее базы на грузинской территории трансформируются в центр антитеррора. Но ведь эффективно противостоять терроризму можно тогда, когда есть полный обмен информацией, в том числе разведывательной, -- это и есть превентивные действия. Когда в школе террористы уже удерживают сотни заложников, это значит, что антитеррористические меры запоздали. Нам не столь важно сейчас с Россией готовить спецназы, важнее делиться информацией, совместно контролировать границы. Это и России поможет урегулировать отношения на Кавказе, и нам быть более уверенными.

-- Тбилиси настаивает на том, что сепаратистские режимы могут быть подпиткой для террористов.

-- Да, это так. Когда имеешь такие зоны и при этом нет желания совместного контроля, это вызывает недоверие, недопонимание. Мы, признавая легитимные интересы России по вопросам безопасности на Кавказе, в Грузии, говорим: давайте помогать друг другу. Вы нам помогаете найти общий язык с осетинами и абхазами, чтобы объединить страну с учетом признания интересов этих народов. Мы помогаем друг другу, чтобы международный терроризм не имел там благоприятной почвы.

Думаю, Россия сама сейчас будет активнее. Ей нужно быть активнее. Негативное влияние России на Кавказе, в Грузии должно быть трансформировано в позитивное. Россия может и имеет все возможности как крупная региональная держава позитивно влиять на развитие событий здесь. Тогда Россия взамен получит очень многое. Россия должна показать, что может быть сильным государством. Когда же такое формирующееся государство, как Грузия, чувствует, что ее пытается придавить величественный сосед, позитива не будет. Мы все сделаем, чтобы учитывать интересы России, но и к нам просим относиться как к другим странам мирового сообщества. Стабильная, единая, демократическая Грузия -- это гарант безопасности для России.

Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ
//  читайте тему  //  Трагедия в Беслане