Время новостей
     N°101, 09 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.06.2001
«Требование снизить тариф абсурдно!»
Глава «Транснефти» Семен Вайншток заявил на днях, что Украина согласилась, наконец, со ставкой сквозного тарифа на транспортировку сырья, которая позволит вывести российскую нефть через украинский нефтепровод «Дружба» в Средиземноморье. Однако глава украинского акционерного общества «Магистральные нефтепроводы «Дружба» Леонид БУНЯК не считает, что вопрос решен. Об этом он заявил в интервью киевскому корреспонденту газеты «Время новостей» Светлане СТЕПАНЕНКО.

-- Насколько выгоден Украине проект перекачки российской нефти через нефтепровод «Дружба» к побережью Адриатического моря, о котором сообщил на днях президент «Транснефти»?

-- Это очень интересная для нас тема, которая дает возможность дополнительного заработка.

-- В таком случае готовы ли вы пойти на снижение тарифа прокачки нефти с 0,73 до 0,64 доллара за 100 км? По словам Вайнштока, «Нефтегаз Украины» уже согласился на это.

-- Хотя мы заинтересованы в этом заказе, о снижении тарифа не может быть и речи. Согласно законодательству, заключение контрактов и тарифная политика -- это дело компаний. Наш тариф на равнинном участке составляет 0,55 доллара за 100 км, тогда как у наших ближайших соседей -- 1 доллар и больше. Украинский тариф возрастает до 0,73 потому, что нефть прокачивается через горы, что требует дополнительных затрат. Если снизить эту планку, мы фактически лишимся заработка. Так что требование уменьшить тариф -- безосновательно и абсурдно.

-- Не исключает ли маршрут «Дружба»--Адрия (порт Омишаль) возможность транспортировать каспийскую нефть? Будет ли задействован в «российском проекте» нефтепровод Одесса--Броды?

-- «Дружба»--Адрия ни в коем разе не является альтернативой маршруту каспийской нефти. У нас есть основания надеяться, что после окончания строительства нефтепровода Тенгиз -- Новороссийск на черноморский рынок выйдут дополнительные объемы нефти, которые смогут попасть на западные рынки или по протоку Босфор, или по украинскому нефтепроводу. Маршрут Одесса- Броды и Броды--Омишаль поможет казахстанской нефти оказаться в Европе и даже в США. Мы также за увеличение транспортировки российской нефти в порт Омишаль. Оба пути перспективны, ими будут пользоваться российские, казахстанские и азербайджанские компании, транспортирующие нефть из Супсы или Новороссийска в Одессу. Предварительных договоренностей о конкретных объемах с российскими или казахстанскими компаниями пока нет -- не достроены ни украинский терминал, ни российская часть нефтепровода.

-- В каком состоянии строительство магистрали Одесса--Броды?

-- Через пару месяцев строительство самой магистрали закончится, останутся разве что работы по ее испытанию и благоустройству прилегающих земельных участков. Терминал «Южный» будет готов до конца нынешнего года. Думаю, Одесса примет первый танкер нефти в первом квартале следующего года.

-- Чтобы эта трасса приносила прибыль, необходимы значительные объемы нефти. Азербайджанской для этого недостаточно, казахстанскую обещали Украине при условии продажи «Казахойлу» Наддвирнянского и Дрогобычского НПЗ. Поскольку эти требования не выполнены, не кажется ли вам, что с загрузкой нефтемагистрали будут проблемы?

-- Это не фатальная ситуация. Казахстану принадлежит не вся нефть, а определенная ее часть. Остальное добывают отдельные компании, в том числе западные. Россия дает возможность транспортировать нефть до Новороссийска. А дальше -- не выливать же ее в море? В этом смысле магистраль Одесса--Броды очень бы пригодилась россиянам.

-- Россия может перевозить нефть через Босфор. Кроме того, Россия не прочь поддержать болгарский или румынский маршрут, а США -- якобы турецкий.

-- Думаю, что нефтепровод Баку--Джейхан, объединяющий Азербайджан, Грузию, Турцию, никогда не будет построен. Он очень дорогой, расположен в высокосейсмичной зоне, на политически нестабильной территории. А главное, там отсутствуют подтвержденные крупные запасы нефти. Остальные маршруты -- румынский (Констанца--Триест), болгарский (Бургас--Александрополис, Лоре) -- это голубые мечты, и не более того. У нефти есть два пути -- турецкий (Босфорский пролив) и украинский (Одесса--Броды).

Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО