Время новостей
     N°157, 01 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.09.2004
Эти глаза напротив
Налоговые инспекторы готовы работать с гражданами с утра до вечера
Из налоговой инспекции отныне никто не должен уйти неудовлетворенным: сдавать декларации и отчетность можно будет любому инспектору по принципу «чьи глаза добрее». И приходить в инспекцию в любое удобное для себя время.

Эти и другие правила поведения инспекторов утвердил новый Регламент организации работы с налогоплательщиками. А с 2005 года налоговая служба предложит новые «сервис-услуги», рассылая забывчивым гражданам заполненные платежки по подоходному и имущественному налогам.

Новый кодекс поведения Федеральная налоговая служба утвердила вскоре после получения своего нового статуса -- то есть после ликвидации Министерства по налогам и сборам. График часов приема, судя по логике документа, фискалы обязаны будут с дверей инспекций снять. Принимать налогоплательщиков сотрудники станут ежедневно в течение всего рабочего дня. Причем обратиться можно будет к любому инспектору отдела, а не метаться между очередями к нескольким кабинетам, когда из каждого отсылают в соседний.

Декларационная кампания ежегодно доказывала нецелесообразность разделения в инспекциях сотрудников на работающих с гражданами и занимающихся только юридическими лицами. Сдать декларацию о доходах, в частности, в химкинской налоговой инспекции обычно получалось с третьего раза. Причем год из года там менялись правила приема документов, график приема населения и последовательность заполнения бумаг на получение налогового вычета. Теперь все это, по заверениям обновленного состава налоговой службы, должно остаться в прошлом.

Общение инспектора с плательщиком, как пояснили "Времени новостей" в управлении по работе со СМИ Федеральной налоговой службы, должно стать если не приятным, то очень корректным, «не унижающим человеческого достоинства гражданина». Фискалам запрещено будет прикреплять граждан и организации к определенным инспекторам «по первым буквам фамилий или названий организаций, по улицам или районам». За устной консультацией можно обращаться к любому налоговому инспектору УМНС в любой день и час. При этом чиновник должен рассказать налогоплательщикам об их правах и обязанностях, новостях законодательства, а также помочь заполнить необходимые бланки. А за 15 дней, как говорится в регламенте, можно будет получить письменный ответ из инспекции. За 15 дней (вместо двух месяцев) налоговики обещают теперь проводить сверку налоговой отчетности для получения справки об отсутствии задолженности. А сами инспекторы будут обязаны пройти курсы повышения квалификации.

Инспекции пообещали оснастить «дополнительными источниками информации» -- причем не убогими стендами с мелко написанными текстами, а электронными табло. Такие же табло будут регулировать и очередь к инспектору.

Со следующего года налоговики намерены ввести и «новые сервисные услуги». По словам руководителя департамента налогообложения доходов и имущества физических лиц Валентины Акимовой, вместе с уведомлением об уплате налога на доходы физических лиц или имущественного налога налогоплательщики получат платежные документы по каждому сроку уплаты. Плательщику нужно будет только поставить дату, расписаться в платежном документе и перечислить деньги. Направлять новые уведомления фискалы будут индивидуальным предпринимателям, нотариусам и адвокатам, которые уплачивают авансовые платежи.

Получат уведомления и граждане, с которых при выплате дохода налоговый агент, то есть работодатель, по какой-либо причине не удержал подоходный налог. Такие варианты вовсе не исключены, к примеру, в случаях, если зарплата была выплачена в натуральной форме.

Несмотря на новые лояльные гражданам правила, руководители инспекций не советуют посетителям вести на приеме у фискалов себя как в турецком отеле -- по принципу «клиент всегда прав». В московской инспекции №22 на вопрос корреспондента "Времени новостей", «можно ли теперь человеку прийти не в приемный день», ответили, что «качать права» все-таки не стоит. И напомнили, что по принятому регламенту налоговые декларации, представленные не по форме, инспекция вправе не регистрировать. То есть принять инспектор отчетность обязан, а вот будет ли она зачтена -- это еще вопрос.

Не исключено, что инспекторы станут действовать по принципу гаишников, которые неприглянувшемуся водителю могут вменить нарушение ПДД по такому замысловатому поводу, что дешевле будет заплатить штраф, чем оспорить его. То же и с отчетностью предприятия: теоретически найти в нем ошибку грамотному инспектору проще простого. Если же отчетность поступила по почте, то здесь добрые отношения с инспектором важны вдвойне: если чиновник своевременно не сообщит своему подопечному об ошибках в его бумагах, то предприниматель через пару месяцев с удивлением обнаружит, что налоги зачтены не были, а пени накапали уже на крупную сумму. Так что, как и раньше, контакты с налоговиком, похоже, останутся у любого предприятия в списке приоритетных «представительских расходов».

Ирина СКЛЯРОВА