Время новостей
     N°156, 31 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.08.2004
Путь на Восток
«АвтоВАЗ» примеривается к дальневосточному рынку
«АвтоВАЗ» не оставляет планов построить завод в Приморском крае и потеснить господствующие на Дальнем Востоке подержанные японские иномарки. Как вчера сообщил дальневосточному агентству Дейта.RU председатель производственного совета и член совета директоров «АвтоВАЗа» Анатолий Мельников, «компания рассматривает вариант строительства автосборочного производства в Уссурийске». Этот город, расположенный в 100 км от Владивостока, выбран, по словам г-на Мельникова, поскольку там «есть свободные подготовленные кадры». Г-н Мельников не конкретизировал детали проекта, пояснив, что «пока никакой документации, в том числе и финансовой, не подготовлено». В Уссурийске находится крупнейший после владивостокского авторынок, причем в отличие от столицы края здесь можно купить машины советского и российского производства.

Однако пресс-служба «АвтоВАЗа» со ссылкой на руководство компании не подтвердила «Времени новостей» заявление г-на Мельникова. Впрочем, и с его слов сложно понять, идет речь только о намерениях или о конкретном проекте. Вероятнее всего «АвтоВАЗ» пока не определил для себя самое главное: насколько такой проект может быть рентабельным.

Известно, что рынок Дальнего Востока тщательно изучается экспертами «АвтоВАЗа». Впервые о планах начать «экспансию своих машин на Дальний Восток» экс-гендиректор завода Виталий Вильчик заявил еще в ноябре 2002 года. Тогда завод испытывал кризис продаж и остро нуждался в новых рынках сбыта. Правда, в Тольятти признавали, что составить конкуренцию преобладающим на Дальнем Востоке подержанным иномаркам, прежде всего японским, будет нелегко. В том числе и из-за высоких транспортных расходов. В то время как доставка автомобиля на пароме из Японии стоила всего 100 долл., транспортировка вазовского автомобиля, по словам г-на Вильчика, обходилась минимум в 14 тыс. рублей.

Первым шагом «АвтоВАЗа» к покорению дальних рубежей стало введение с апреля прошлого года единых отпускных цен по всем регионам России (средний показатель транспортных издержек по стране изначально заложен в отпускную цену). На руку должна была сыграть и введенная решением правительства в июле прошлого года унификация таможенных пошлин на автомобили в возрасте от трех до семи лет для физических и юридических лиц. В результате стоимость растаможки подержанных иномарок возросла примерно на треть.

Как раз после уравнивания пошлин губернатор Приморского края Сергей Дарькин впервые сообщил о том, что «АвтоВАЗ» изучает возможность создания сборочного предприятия в Приморье, добавив, что тольяттинцы намерены «приехать в край, чтобы просчитать экономический эффект от строительства завода». Однако «АвтоВАЗ» в тот же день поспешил опровергнуть заявления приморских властей, сообщив, что «никаких переговоров по этому поводу не велось и никаких решений и бизнес-планов принято не было».

Тем временем в Тольятти продолжали предпринимать попытки для усиления собственных позиций на Дальнем Востоке. В течение прошлого года в Благовещенске, Хабаровске и Владивостоке «АвтоВАЗ» открыл региональные управления продаж. А чтобы привлечь внимание потребителей, вазовцы даже организовали прошлым летом акцию «Дальневосточный маршрут» -- двухнедельный пробег вазовских машин от Благовещенска до Владивостока. Однако в прошлом году в Приморье на долю отечественного автопрома приходился лишь каждый двухсотый автомобиль (на Камчатке вообще зарегистрирована только одна «десятка»). А по словам гендиректора официального дилера «АвтоВАЗа» «Даль-Лада» Михаила Тихонова, за восемь месяцев текущего года в Приморском крае было реализовано лишь около 200 вазовских автомобилей. Это при том, что только в Москве ежемесячно «АвтоВАЗ» продает около 12--14 тыс. машин.

«АвтоВАЗ» мог бы продавать на Дальнем Востоке и больше, однако пока недостаточно для этого делает», -- полагает эксперт «Уралсиба» Вячеслав Смольянинов, который, впрочем, не уверен, что для этого необходимо организовывать сборочное производство на месте. «Я не вижу пока экономической эффективности в том, чтобы поставлять в этот отдаленный рынок машинокомплекты вместо готовых машин», -- соглашается вице-президент «Атона» Александр Агибалов.

Впрочем, может показаться, что попытки отечественных производителей укрепиться на Дальнем Востоке, где народным автомобилем уже давно стала Toyota, заранее обречены. За примерами далеко ходить не надо. Как сообщил вчера г-н Мельников, в ближайшее время на приморском рынке могут появиться внедорожники «Шеви-Нива» по цене 285 тыс. руб. Однако вряд ли местные жители предпочтут вазовский внедорожник, к примеру, автомобилю Toyota RAV4, который хоть и 1998 года выпуска, но стоит столько же.

Яна ГОДОВАНАЯ