Время новостей
     N°156, 31 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.08.2004
«Пусто» забито до отказа
Завершился фестиваль видеоарта
Городской пустырь. Экран на брандмауэре. На нем в огневом темпе меняются ролики.

Вот на толпу, удобно устроившуюся на зеленой полянке, пристально смотрит нарядный, переодетый в полосатую розоватую линзу глаз. Движется в непонятном направлении, преодолевая обычные уличные препятствия, непонятный предмет -- треугольный брусок. С риском для себя осваивает историю искусств розовое существо на колесике. Вдоль кирпичной стены бегают мыши с портфелями. Развеваются рыжие волосы. Рисованный синий дождь мочит рисованную синюю птичку. Бесконечный берлинский поезд мчит сквозь тьму. Нарядные феминистки совсем задвинули мужиков на узкой скамейке в метро. Вдоль бурных рек и вокруг деревьев бродят ненастоящие медведи -- белый и бурый. Морские звезды стремительно и старательно собираются в слово «конец». Третий уличный фестиваль видеоарта «Пусто» завершился программой Екатеринбургского центра современного искусства OUTVIDEO -- множеством полуминутных роликов, собранных специально для демонстрации на городских магистралях куратором Арсением Сергеевым. В Екатеринбурге программу показывали по всему городу на огромных электронных панно в рекламных промежутках -- для широкой публики. В программе оказалось много отечественных фильмов, притом со всех концов страны -- против принятого мнения, что видеохудожников в России не много. Жесткий временной режим не оставил места традиционному российскому многословию -- получилось лучше, чем обычно, когда творцы ничем себя не ограничивают.

В этом году российские участники почти не уступали западной программе. Возможно потому, что участники фестиваля из Германии и Австрии привезли не самые сильные фильмы. Хотя были и замечательные произведения: снятая Бьорном Мельхусом пародия на ток-шоу, «Валюта» Эмре Тансера и великолепные пластические упражнения. Многословные ролики портило отсутствие перевода.

Народ на фестиваль ломил -- три вечера на полянке у пересечения Кадашевской набережной с Лаврушинским переулком собирались толпы по полторы тысячи человек.

На четвертый же вечер, когда фестиваль ушел в помещение, чтобы показать то, что на улицах и даже пустырях по цензурным соображениям приходилось вырезать, в клубе BILINGUA яблоку негде было упасть. Расходились удовлетворенные, благодарные организаторам. Прощались -- до встречи в следующем году. Фестиваль явно обрел своего постоянного зрителя, не очень массового, но молодого и симпатичного.

Прорваться, как задумывали в первый год, когда «Пусто» начинал на Пушкинской площади, к совсем уж широким массам помешали, как водится, обстоятельства и начальство Как сообщили энтузиасты-организаторы, их подвели городские власти, целый год предлагавшие дружбу, любовь и огромную поляну перед Центральным Домом художника. Увы, в последнюю минуту без объяснения причин отозвавшие все предложения. В спешном порядке фестиваль вернулся на облюбованное в прошлом году, но не очень удобное место -- москвичам непросто выбрать для прогулок подальше закоулок. Потому случайных прохожих было немного -- разве что останавливались проезжавшие мимо машины да подходили окрестные бомжи.

Бесцензурная часть в закрытом помещении больших открытий не принесла. Шутки на тему телесного низа (использовали и людей, и животных) и даже верха -- вполне невинные. Впечатления от того, что прошло отбор для демонстрации на городских магистралях Екатеринбурга и московском пустыре, не ухудшили, но и не улучшили. Запретный плод оказался того же качества, что и обычный. Но увидеть еще раз екатеринбургскую программу, пусть сокращенную, но без подцензурных изъятий, было приятно. Тем более что рассчитывать на то, что в столице хоть что-то из этой программы может стать достоянием широких народных масс не приходится, -- у городского начальства свои представления о прекрасном. И высокопрофессиональное видео в них не входит.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ