Время новостей
     N°154, 27 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.08.2004
El Al не испугалась
Израильская авиакомпания переезжает в Домодедово
Как стало известно «Времени новостей», израильская авиакомпания El Al решила перенести свои московские рейсы из аэропорта Шереметьево в Домодедово. Причем двойная катастрофа самолетов, вылетевших из Домодедово в понедельник, не повлияла на решение израильтян. Переезд назначен на октябрь. Иностранные авиакомпании начали переходить из переполненного Шереметьево в более современный и просторный Домодедовский аэропорт с 2002 года. К сегодняшнему дню такой маневр уже проделали British Airways, национальные авиаперевозчики Мальты, Швейцарии, Катара, Египта и Вьетнама.

Представитель El Al в России Игорь Вайсборд не смог подтвердить «Времени новостей», что его компания пошла той же дорогой, отметив, что «официально решение еще не принято и в некоторой степени является коммерческой тайной». Однако он сообщил, что соответствующие переговоры между El Al и администрацией Домодедово ведутся. Израильская госкомпания El Al знаменита своими очень высокими требованиями к безопасности тех аэропортов, куда она летает. По словам г-на Вайсборда, сотрудники его компании уже обследовали Домодедово на этот счет и пришли к выводу, что «это, возможно, самый защищенный аэропорт в Москве». Трагедия, случившаяся в понедельник, не поколебала их уверенности. Г-н Вайсборд заявил «Времени новостей», что не видит повода связывать происшедшее с деятельностью служб аэропорта.

Вместе с тем, подчеркнул он, контролировать безопасность своих рейсов в Домодедово El Al будет силами своих собственных сотрудников. Из этого аэропорта в Израиль уже летает российская «Трансаэро», и практика работы службы безопасности этой компании в значительной степени скопирована с израильских образцов. Г-н Вайсборд отверг возможность привлечения охранников «Трансаэро» к обслуживанию рейсов El Al.

В администрации Домодедово вчера отказались сообщить «Времени новостей», какие именно специфические требования выдвигают их будущие израильские клиенты и партнеры. Источник, знакомый с практикой работы El Al в Шереметьево, на условиях анонимности рассказал, что израильтянам среди прочего требуется больше места для оформления пассажиров, чем другим авиакомпаниям. Связано это с тем, что El Al широко пользуется методом профайлинга -- продолжительного опроса каждого пассажира по специальной методике. Несмотря на то что многих пассажиров раздражают дотошные опросы и обследование багажа, El Al оправдывает подобные меры высокими стандартами безопасности своих полетов. Серьезных инцидентов с самолетами израильской национальной авиакомпании не было с середины 1970-х годов.

В El Al следят за ходом расследования гибели двух российских пассажирских самолетов с особым вниманием. Однако, комментируя «Времени новостей» эту катастрофу, бывший руководитель службы безопасности израильского аэропорта имени Бен-Гуриона в Тель-Авиве Рафи Рон исключил какие-либо претензии к техническому оснащению Домодедово. Г-н Рон, хорошо знакомый с работой служб безопасности в российских аэропортах, также отметил, что системы проверки пассажиров и багажа в главных аэропортах России ничуть не менее совершенны, чем аналогичные системы в США и странах Западной Европы. Вместе с тем израильский специалист не исключает, что во время проверок мог сработать "личный фактор": сотрудники службы безопасности аэропорта, возможно, не уделили должного внимания всем пассажирам.

Другой наш израильский собеседник, пожелавший остаться анонимным, заметил, что случившееся наверняка заставит руководство Домодедово еще больше усилить меры безопасности: «А это только на пользу будущим полетам», -- считает он. Тем не менее он признал, что до октября израильтяне постараются дотошно выяснить у своих российских партнеров причины этих двух катастроф, «без этого знания переезд невозможен».

В беседе с корреспондентом «Времени новостей» сотрудник пресс-службы El Al Яэль Теена-Шафрир заявила, что представители израильских авиакомпаний не дают интервью на тему обеспечения безопасности полетов «именно потому, что эта тема представляет особый интерес для террористов». Она сказала, что не связывает две темы -- гибель самолетов и переезд El Al в другой московский аэропорт. На вопрос, не связана ли отправка сотрудников службы безопасности El Al во все аэропорты, куда летают самолеты этой компании, с недоверием к местным службам, г-жа Теена-Шафрир ответила: «Скорее это связано с повышенными требованиями израильтян к безопасности своих граждан и страны. Поэтому безопасность полетов обеспечивают не столько сотрудники El Al, сколько офицеры Общей службы безопасности Израиля (ШАБАК), которые и проверяют багаж и пассажиров».

Мария ГРИШИНА, Иерусалим, Михаил КУКУШКИН