Время новостей
     N°153, 26 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.08.2004
«Без макияжа»
Флагманы отечественного автопрома представили «реальные машины»
Несмотря на отсутствие именитых мировых автоконцернов, на открывшейся вчера Московской международной автомобильной выставке "Мотор-Шоу 2004" было довольно тесно. Всю площадь экспоцентра до отказа заставили непривычно поблескивающими грузовиками и автобусами отечественного производства. Менее габаритные экспоненты разместились в многочисленных павильонах. Как выразился замглавы Минпромэнерго Андрей Реус, «для нашей автомобильной промышленности нужен не столько выставочный макияж, сколько серьезная системная работа». Действительно, девушек из модельных агентств по сравнению с прошлогодним автосалоном, который имеет статус международной выставки, на этот раз было значительно меньше. Видимо, чтобы посетители не отвлекались от «системной работы».

Еще до официального открытия выставки замруководителя департамента Минэкономразвития Николай Сорокин сообщил журналистам, что в целях увеличения инвестиционной привлекательности России министерство предложило снизить таможенные пошлины на ввоз импортных комплектующих для сборки автомобилей в России с 10 до 3%. Также, по его словам, МЭРТ рассматривает несколько вариантов по созданию сборочных предприятий именно российскими автопроизводителями на Дальнем Востоке и в Сибири.

Со своими планами построить в России завод поделилась чешская автомобилестроительная компания Skoda Auto. Правда, как уточнил руководитель российского подразделения Штефан Худоба, для этого компании нужно выйти на существенный объем продаж (50--60 тыс. машин в год). Пока же основная задача Skoda -- стабилизировать свое присутствие на российском рынке и продать в этом году 7 тыс., а в следующем --15 тыс. машин. Этому должно помочь пополнение существующего модельного ряда: вчера была представлена новая Skoda Octavia.

Остальные иностранные участники выставки обошлись без официальных презентаций своей продукции и планов, поскольку практически все были представлены российскими дилерами. К единственной безусловной премьере «Мотор-шоу» можно отнести лишь корейский внедорожник Тucson от Huyndai.

Пожалуй, наибольший интерес на экспозициях отечественных производителей вызвал премьерный показ Lada Priora, которая должна в ближайшее время сменить десятое семейство вазовских машин. Впрочем, премьера этого автомобиля состоялась еще в прошлом году под условным названием «Проект 2170» (седан). Зато вчера «АвтоВАЗ» впервые представил Priora в кузове хэтчбэк. Теперь эти автомобили должны стать топ-моделями среди тольяттинских машин. Название (в переводе с латинского «первый), считают на «АвтоВАЗе», как нельзя кстати подходит отведенной им роли.

Вазовцы не сомневается, что Priora завоюет симпатии россиян, и даже полагают, что она сможет побороться за потребителя с производимыми в России иномарками. При том что созданная на платформе «десятого» семейства машина получила новый дизайн, улучшенные потребительские свойства и технические устройства (включая соответствие требованиям по экологии и безопасности), стартовая цена ее составит от 7,5 до 9,5 тыс. долл. в зависимости от комплектации.

Как пояснил г-н Каданников, объем инвестиций и сроки запуска Lada Priora будут зависеть от того, решит ли «АвтоВАЗ» выпускать автомобиль с модернизированным мотором своего производства или же с новым мотором, причем второй вариант, считает он, более желателен. Если в первом случае придется вложить в проект порядка 150 млн евро и промышленное производство можно будет начать уже с 2006 года, то во втором предусматривается к апрелю 2007 года построить новый завод по выпуску силового агрегата (мотор и коробка передач). Тогда сумма инвестиций увеличится на 405 млн евро, а сроки сдвинутся на первый квартал 2007 года. Не исключено, что для производства новых двигателей (1,8 и 1,6 л) будет привлечен иностранный партнер.

Как известно, «АвтоВАЗ» уже ведет переговоры с такими иностранными концернами, как PSA Peugeot Citroen, Toyota Motor Co и General Motors. Однако подробности г-н Каданников пообещал рассказать в октябре, сославшись на конфиденциальность.

На «АвтоВАЗе» уверяют, что замена «десятки» автомобилем Priora произойдет постепенно: в первый год производство Lada Priora составит 50--60 тыс. машин, во второй -- 150 тыс. и в третий -- выйдет на проектную мощность 220 тыс. автомобилей.

Вчера же посетители экспозиции впервые смогли увидеть автомобили семейства Lada Kalina в таком виде, в котором они пойдут в серийное производство уже с 18 ноября этого года. В прошлом году Kalina выставлялась лишь как перспективный проект, а теперь, говорят на «АвтоВАЗе», станет самым современным из выпускаемых отечественных автомобилей (будет оснащена подушками безопасности, кондиционером, усилителем руля, антиблокировочной системой тормозов) и обойдется покупателю в сумму от 5,5 до 7,5 тыс. долл. в зависимости от комплектации. Для запуска Kalina в производство «АвтоВАЗу» пришлось инвестировать около 350 млн долл. в строительство на базе уже имеющихся заводских цехов практически нового завода, работающего по современным технологиям.

«Наши автомобили, представленные на выставке, -- все реальные», -- сообщил г-н Каданников, пояснив, что по всем известны сроки, объемы производства и примерная стоимость. Исключение составил лишь стоящий далеко не в центре экспозиции концепт совершенно нового автомобиля класса «С» на полностью новой платформе с табличкой «силуэт». По словам г-на Каданникова, пока неизвестно, сколько общего концепт-кар будет иметь с новым базовым автомобилем «АвтоВАЗа», который планируется запустить к 2012 году. С его окончательным видом вазовцы должны определиться уже к 2009 году. «Поэтому мы и решили заранее определить реакцию специалистов и публики на дизайн модели, потребителей и готовы учесть все пожелания и критику», -- говорят вазовцы. Уже сейчас на заводе обсуждается вопрос о создании под этот автомобиль новой производственной площадки мощностью 220 тыс. штук в год. И поскольку коэффициент застройки старой территории, по словам г-на Каданникова, сегодня составляет 0,93%, возникла необходимость покупки новой земли. В текущем году «АвтоВАЗ» приобретет в Тольятти для будущего строительства около 300 га стоимостью около 10 млн долл.

Завершился вчерашний день презентацией Ижевского автозавода. Как рассказал гендиректор «ИжАвто» Михаил Добындо, стратегия развития компании касается двух сегментов. По его ловам, предприятие продолжит ориентироваться на автомобиль «первой покупки», цена которого находится в диапазоне 4--7 тыс. долл. «Классика постепенно уходит с рынка, --пояснил г-н Добындо, имея в виду автомобили «АвтоВАЗа» и ГАЗа, -- однако мы собираемся закрепиться в этой нише за счет глубокого ристайлинга этих автомобилей». «ИжАвто» решил попробовать себя и в более дорогом сегменте. Вниманию публики вчера была представлена KIA Spectra, серийное производство которой начнется в Ижевске с августа 2005 года. По словам г-на Добындо, первоначально Spectra будет стоить 11--11,5 тыс. долл., однако в дальнейшем путем локализации производства планируется снизить цену на 1,7--2 тыс. долл.

Алексей ЧЕРНОВ