Время новостей
     N°151, 24 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.08.2004
Меньше знаешь -- спокойнее едешь
Правительство США решило скрыть от граждан информацию об автомобильном браке
Накануне выборов администрация Джорджа Буша рискует потерять голоса избирателей, владеющих собственными автомобилями, а американские автоконцерны -- доверие потребителей. Как сообщил вчера autonews.ru (автопортал РБК), Национальная администрация по безопасности дорожного движения США (NHTSA) приняла решение оградить потребителей от информации о дефектах и неисправностях, касающихся надежности и безопасности автомобиля, и запретить ее передачу в прессу. Это, поясняют в NHTSA, позволит подробно разбираться с каждым случаем и раньше получать данные от производителей, чтобы проводить собственное расследование. Как скрытие информации поможет NHTSA решать ее основные задачи -- снижение смертности, количества травм и экономического ущерба от аварий, непонятно. По мнению наблюдателей, пойти на эту заранее неэффективную меру NHTSA вынудили власти, лоббирующие интересы американских автопроизводителей.

С 1970 года NHTSA, устанавливая стандарты безопасности и качества для транспортных средств, является мощным инструментом формирования потребительских предпочтений. До сих пор каждый водитель мог позвонить на бесплатную горячую линию NHTSA и получить информацию о безопасности, стандартах и т.п.

Расследования NHTSA зачастую заканчивались отзывами уже эксплуатируемых неисправных автомобилей. Для производителя отзываемой продукции это означает не только экономический ущерб (ведь он обязан устранять неисправности за собственный счет), но и «потерю лица». Примечательно, что последние расследования касались именно ведущих национальных производителей. Флагману американского автопрома General Motors пришлось отозвать 32 тыс. новеньких Aveo 2004 года, поскольку NHTSA выявила неисправности в ремнях безопасности. А начатое ею расследование частых отказов стоп-сигналов угрожает GM отзывом еще 1,2 млн авто. Досталось и второму по размерам национальному производителю -- Ford. Его популярный внедорожник Explorer Sport Trac был признан по итогам тестов NHTSA самым легко опрокидываемым (лучшими же стали японские Nissan Quest и Mazda RX-8). Кроме того, NHTSA собиралась возобновить отзыв поставляемых американской полиции Ford Crown Victoria, которые из-за проблем с колесами проходили ремонт в августе 2003 года (30 тыс. авто). Против третьего производителя из так называемой «большой тройки», DaimlerChrysler, озаботившись возгоранием Chrysler PT Cruiser 2002 года выпуска (они уже отзывались в 2002 году), NHTSA вновь начала расследование.

При этом продажи американских концернов оставляют желать лучшего. По данным авторитетного отраслевого издания Automotive News, в прошлом году объем продаж GM упал на 2,1%, Ford -- на 4%, DaimlerChrysler -- на 3%. Доля же иностранных автоконцернов в США по итогам первого полугодия выросла почти до 40%. Особенно активно наращивают свое присутствие в Штатах азиатские производители (самый большой прирост у японской Toyota --11,2%), которые уже давно занимают лидирующие позиции по качеству и надежности.

Эксперты уверены, что скрытие информации о дефектах не улучшит, а напротив, негативно отразится на позициях американских компаний. «Решение NHTSA наводит на мысль, что производители перестанут заботиться о повышении уровня качества продукции. И брак если не увеличится, то останется на том же уровне, только покупатель об этом не будет знать», -- говорит начальник аналитического отдела ИК «Проспект» Ирина Ложкина. «Недоверие потребителей спровоцирует спрос на продукцию иностранных компаний», -- уверен глава аналитического отдела банка «Зенит» Сергей Суверов.

Впрочем, не исключено, что эта мера при развитой в США культуре потребления и системе ее защиты будет отменена. Организации по защите прав потребителей, ссылаясь на закон о свободном доступе к информации, уже подали в суд на решение NHTSA, не сомневаясь, что это «тактический ход правительства Буша по поддержке американской промышленности за счет потребителей». «Администрация Буша явно поторопилась принимать такое решение накануне выборов, поскольку потребителей все равно больше, чем производителей», -- отмечает г-н Суверов.

Яна ГОДОВАНАЯ