Время новостей
     N°151, 24 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.08.2004
Заветы Абдулгамидовича
Ахмат Кадыров заменил Чечне Ленина
Вчера первому президенту Чечни Ахмат-хаджи Кадырову исполнилось бы 53 года. Грозненскую улицу Ленина -- самую длинную в городе, ту самую, которая проходит через знаменитую площадь Минутка и тоннель, где в 1995 году был ранен тогдашний главком федеральной группировкой войск генерал Романов, -- вчера переименовали в улицу Ахмата Кадырова.

Одновременно такие же переименования случились еще в нескольких районах республики, а в Ведено даже открыли памятник погибшему чеченскому президенту. Правда, на пьедестале, который раньше тоже принадлежал Ленину, нет ни кадыровского скульптурного портрета в полный рост, ни даже бюста. «Это у коммунистов было принято изображать людей, а по мусульманским законам так не принято, поэтому будет просто памятный знак», -- объясняет, слегка путаясь в идеологиях, местный активист «Единой России». Эта всеобщая смена вех приурочена ко дню рождения Ахмата Кадырова.

Замена Ленина на Кадырова, кажется, воодушевила агитаторов его наиболее вероятного преемника генерал-майора милиции Алу Алханова. «Агитаторы Алханова стесняются работать», -- сетовал в прошлый четверг глава чеченского политсовета единороссов депутат Госдумы от Чечни Франц Клинцевич, общаясь с руководителями районных исполкомов. Работать агитаторы, судя по всему, стесняются по-прежнему. Четверо молодых парней вчера днем бодро расклеивали наглядную агитацию г-на Алханова вдоль по грозненской улице Кадырова (в прошлом Ленина), но как только увидели направленный на них объектив телекамеры, тотчас же отвернулись и попросили не снимать их лица. Работу свою они получили в предвыборном штабе кандидата Алханова по Ленинскому району. Станет ли Кадыровским следом за улицей и район, они пока не знают.

Агитаторы, к слову, очень ловко наклеивали портреты генерала поверх портретов Вахи Висаева -- того самого кандидата, которого примерно неделю назад неожиданно поддержал сын погибшего президента, вице-премьер Чечни Рамзан Кадыров. После воскресной встречи последнего с Владимиром Путиным плакаты, на которых он стоит плечом к плечу с г-ном Висаевым, словно по волшебству сменились плакатами, где г-н Висаев совершенно один, -- по крайней мере это можно сказать о Грозном и западной части республики.

Рамзан, видимо, все-таки сделал выбор в пользу кремлевского кандидата -- хотя нельзя с уверенностью сказать, что генералу Алханову такая поддержка пойдет на пользу в глазах населения.

Впрочем, нельзя не согласиться с г-ном Клинцевичем, который считает, что население Чечни очень чутко относится к нюансам. Рейтинг г-на Алханова, по подсчетам независимого информационного центра «Ала», сейчас составляет 57%. Г-н Висаев, по этому подсчету, на пятом месте, и сторонников у него примерно в 20 раз меньше. Даже принимая во внимание условность предвыборных социологических опросов, можно сказать, что будущие избиратели понимают: «силовой ресурс» Кадырова-младшего (в виде так называемой службы безопасности президента Чечни) не сопоставим с ресурсами Кремля, которые ежедневно демонстрируются по всем каналам федерального телевидения, а также в режиме "онлайн" -- в виде явного усиления военного присутствия федералов.

К сожалению, это усиление не помогло справиться с боевиками, которые вечером в субботу и последующую ночь атаковали несколько милицейских постов в Октябрьском районе Грозного, а также ряд избирательных участков в Старопромысловском районе и городе Аргуне. В Старых Промыслах полностью сожжен верхний этаж только что построенного Дворца культуры нефтяников. Живущие по соседству женщины рассказали «Времени новостей», что стрельба в этом районе в ночь на воскресенье не стихала в течение трех часов, -- боевики воевали, разумеется, не со сторожем ДК, а с соседним милицейским постом. Сторож, кстати, уцелел и теперь с содроганием смотрит на расклеенные по стенам здания таблички с надписью «мины»: «Сам же вешал, чтобы пацаны не лазили. А теперь самому страшно».

В Октябрьском районе, по словам горожан, субботние события развивались по ингушскому сценарию: боевики поставили на одной из улиц в районе вокзала свой собственный пост, стали проверять документы и на месте расстреливать сотрудников милиции и других правоохранительных органов. Всего погибло около 30 человек. Стрельба и преследование длились около трех часов, при этом ни район, ни Грозный в целом, судя по всему, не перекрывались. «Стоп колеса» объявили только ближе к утру воскресенья, и то скорее всего из-за визита главы государства (Путин в воскресенье приезжал в Центорой почтить память Ахмата Кадырова).

Сейчас в Октябрьском районе усиление заметнее, чем где бы то ни было еще, но офицер местной комендатуры, с которым побеседовал корреспондент «Времени новостей», не выглядел чрезмерно обеспокоенным. «Это было просто еще одно предупреждение Кадырову», -- лаконично сказал он.

Тем не менее все громкие торжества по случаю дня рождения первого президента Чечни прошли внутри укрепленного правительственного периметра, куда пускали исключительно по списку, заранее составленному службой безопасности. На жизнь всего остального, менее охраняемого Грозного праздник заметно не повлиял. Горожане сейчас очень увлечены сотовой связью: власти вроде бы сдержали обещание и с конца прошлой недели выпустили SIM-карты местного Megafon в свободную продажу. У офисов собираются толпы, люди гадают, надолго ли вышло такое послабление. При этом обычный, северокавказский Megafon на территории Чечни почему-то по-прежнему не работает, и гости «зоны контртеррористической операции» остаются «временно недоступными».

Абдул-Керим Арсаханов: Чем больше людей пугают, тем они решительнее

Выборы президента Чечни в высокогорном селении Курчали Веденского района начнутся уже завтра. На вопросы «Времени новостей» согласился ответить глава чеченского избиркома Абдул-Керим АРСАХАНОВ.

-- Будет ли еще где-то проводиться досрочное голосование?

-- Нет, досрочное голосование проходит только на 415-м и 416-м участках в Курчали. Там 846 избирателей -- 46 местных жителей и 800 пограничников. Они могут проголосовать с 25 по 28 августа, это связано с географическими и природно-климатическими условиями, в которых они находятся. Мы должны были либо вывести этих людей из выборного процесса, либо дать им возможность голосовать досрочно.

-- Не считаете ли вы, что события последних дней могут сократить явку избирателей?

-- Зная ментальность нашего народа, я скажу следующее: чем больше его пытаются пугать, тем он становится решительнее. События, которые происходили в воскресенье (боевики обстреляли избирательный участок в Аргуне. -- Ред.) и в субботу (появление боевиков в Октябрьском районе Грозного, обстрелы участков в Старопромысловском районе и селении Самашки в ночь на воскресенье. -- Ред.) практически не нарушили нашу подготовку. Документация вся сохранена, никто из членов комиссий, к счастью, не пострадал. Участки пострадали. Потому что они расположены в школах, и их охраняли работники милиции. А у боевиков была цель -- преследование милиционеров. Но у нас всегда предусматриваются на этот случай резервные помещения. Таким образом, и в Самашках, и в Аргуне, и в Старых Промыслах этот вопрос решили.

В данном случае те жертвы, которые понесла сепаратистская сторона (РОШ объявил о нескольких десятках убитых боевиков. -- Ред.), причинили ей большой ущерб. Я не хочу пророчествовать, но я знаю, что на выборы люди пойдут. Мы ожидаем довольно высокую явку. Во всяком случае я не прогнозирую второго тура. Это не значит, что я его не допускаю. Что будет -- люди покажут.

-- Кто-либо из кандидатов, которым было отказано в регистрации, обжаловал это решение избиркома?

-- Один кандидат, Яраги Мамадаев, обжаловал решение об отказе в регистрации в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Но эксперты проверили все его документы и решили оставить в силе постановление избиркома Чеченской Республики. Поскольку все, что мы выявили, подтвердилось. Больше никто не обращался ни в ЦИК, ни в суд. Вы знаете, был шум вокруг Малика Сайдуллаева. Я бы, конечно, хотел, чтобы он сам выступил и честно сказал, какие были у него документы, а не цеплялся за этот паспорт, в котором было написано «Республика Чечня». Решение было принято по совокупности всех нарушений. Если бы ничего другого не было, мы бы не стали отказывать ему в регистрации.

-- Говорят, что Алу Алханову перед всей этой историей экстренно заменили паспорт, в котором тоже было неправильно указано место рождения...

-- Менять Алханову паспорт или нет -- это его проблемы. Если бы Сайдуллаев срочно заменил этот паспорт, мы бы это не озвучивали. Но человек, который хочет быть президентом Чечни, должен проверить сам все свои документы. А не подавать их по «форме 4» -- на кандидата в депутаты Госдумы -- вместо «формы 3» -- на президента Чеченской Республики. Это уже несерьезно.

Иван СУХОВ, Грозный