Время новостей
     N°150, 23 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.08.2004
Сотня дам, прекрасных во всех отношениях
Русские женщины не могут конкурировать с иностранками
Американский журнал «Форбс» внес свою лепту в борьбу женщин за место под солнцем и представил рейтинг ста самых влиятельных дам мира. Первую тройку составили представительницы трех густонаселенных держав планеты. Лидирует самая высокопоставленная американка -- советница Джорджа Буша Кондолиза Райс, за ней следует китаянка У И, заместитель председателя пекинского правительства, третьей идет Соня Ганди, лидер «Индийского национального конгресса». По мнению журнала, именно эти три женщины олицетворяют высшую власть, доступную слабому полу в современном мире.

«Форбс» подсчитывал влиятельность по формуле, которую можно упрощенно представить как триаду «власть+деньги+слава». С последним пунктом все просто и понятно: чем чаще данную даму упоминают журналисты, тем больше славы ей причитается. Власть оценить тоже не так уж сложно: президент страны в любом случае находится выше простого министра, который (или скорее которая) более-менее сопоставим с исполнительным директором крупной корпорации или, скажем, с первой леди великой мировой державы. А вот с деньгами «Форбс» сделал неожиданный ход: «стоимость» конкурсантки отсчитывалась от экономической мощи ее родной страны. В результате практически половину списка занимают гражданки США: с американским ВВП всем остальным государствам тягаться сложно.

Впрочем, даже если забыть о триллионах ВВП, Америка все равно была бы в лидерах этого рейтинга -- как минимум за счет того, что заокеанское общество много лет подряд всячески печется о равноправии полов. И небезуспешно: скажем, сейчас женщина на посту руководителя компании с годовым оборотом в несколько российских бюджетов уже никого не удивляет. «Форбс», обожающий считать деньги в чужих карманах, об этом осведомлен как никто другой. К примеру, десятое место в списке журнала заняла Флорина Карлтон, глава «Хьюлетт-Паккард», а 16-е -- Сьюзан Арнольд из «Проктер энд Гэмбл». Но на первых местах рейтинга все-таки держатся не предпринимательницы, а женщины от политики.

Впрочем, политика политике рознь. Если Кондолиза Райс и китайский вице-премьер добились своего положения прежде всего своими собственными руками, то «бронзовая медалистка» Соня Ганди получила солидный стартовый капитал -- принадлежность к сверхэлитарной индийской фамилии, вершащей судьбы страны уже в течение полувека. Похожим образом достигли четвертого и пятого мест в рейтинге «Форбса» первые леди Америки -- Лора Буш и Хиллари Клинтон. Занявшая восьмое место индонезийский президент Мегавати Сукарнопутри тоже поднималась к вершине не из низов: на нее играло имя ее отца, первого президента страны Сукарно. Впрочем, жен и дочерей видных политиков в мире полным-полно, но лишь немногие, по-видимому, умеют превратить семейное счастье в карьерные успехи.

Но гораздо большего уважения и внимания достойны немногочисленные дамы из государств третьего мира, попавшие в эту сотню. В западном мире, где о равноправии полов заботится целая индустрия защиты прав человека, при наличии ума и таланта женщинам не так уж сложно потеснить мужчин. А вот как пробиться во влиятельные персоны в стране, где религия и традиционные ценности не предполагают общественной активности слабого пола? Однако, к примеру, премьер-министру Бангладеш Халеде Зии, президенту Филиппин Глории Арройо и Аун Сан Су Чжи, лауреатке Нобелевской премии мира из Мьянмы, удался и такой подвиг.

Огорчительно, что среди сотни влиятельных дам планеты, по мнению «Форбс», нет ни одной нашей соотечественницы. Впрочем, достойно конкурировать с иностранками на поле бизнеса или политики у российских женщин никогда как следует не получалось. Вот в космос слетать, корону «Мисс Вселенной» получить или «Ролан Гаррос» выиграть -- это можно, а если надо «Челси» купить или хотя бы в президенты выбиться -- тут уж приходится мужикам отдуваться.

Михаил МАНСКОЙ