Время новостей
     N°150, 23 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.08.2004
На Toyota "наехали"
Компанию обвинили в разрушении песков и таянии льдов
На пике популярности японских автомобилей и их реализации на самых привлекательных рынках мира представители западного научного сообщества выступили против внедорожников Toyota (а они составляют больше трети в общей структуре продаж компании). На XXX Международном географическом конгрессе, прошедшем на днях в шотландском Глазго под девизом "Одна Земля -- много миров", профессор Оксфордского университета Эндрю Гуди представил исследование о причинах ускоренной эрозии почв. Главным фактором наряду с такими изменениями в землепользовании, как уничтожение лесов и трав, он назвал феномен "тойотизации". Этот термин ученый придумал для обозначения разрушений, производимых внедорожниками.

Как следует из доклада британского географа, внедорожники повинны буквально во всех природно-климатических бедах современной цивилизации. Так, поверхности пустынь были стабильными тысячи лет, потому что их обычно покрывал тонкий слой лишайника или гравия, сквозь который выдувало мелкий песок. Однако теперь, утверждает г-н Гуди, пески разрушаются колесами внедорожников, "количество которых на юго-западе США и на Ближнем Востоке ошеломляет". Это, по его словам, способствует усилению пыльных бурь, которые за последние 50 лет стали происходить в десять раз чаще.

Ежегодно такие бури переносят на тысячи километров до 3 млрд тонн пыли, микрочастицы которой включают в себя кварц, соль, а также пестициды и удобрения. Это, полагает ученый, может иметь серьезные последствия для климата и здоровья людей. Возможно, отмечает профессор, с ней переносятся болезнетворные организмы, вызывающие, например, ящур.

Как следует из доклада ученого, внедорожники стали виновниками "кровавых дождей" (названы так по цвету песка из Сахары), участившихся в Англии, гибели кораллов в Карибском бассейне и даже повышения уровня Мирового океана. Как поясняет ученый, от песка льды Гренландии темнеют и, поглощая больше солнечного света, быстрее тают.

Доклад ученого не остался незамеченным западной прессой. Не секрет, что природоохранные организации, имеющие влияние на общественное мнение, зачастую становятся оружием недобросовестной экономической и политической конкуренции.

А термин "тойотизация", предложенный г-ном Гуди, наводит на мысль, что под удар поставлены не все полноприводные машины, а автомобили именно этой японской марки. Кстати, сам термин был введен в британскую теорию менеджмента еще в конце 80-х годов для обозначения трансляции японских технологий управления в британской промышленности. Его более употребляемая форма -- "японизация" (поскольку Toyota -- самое эффективное предприятие Японии) -- теперь получила более широкую и зачастую негативную трактовку (например, "японизация" Дальнего Востока означает для России угрозу потери стратегических территорий).

Любопытно, что "наезды" на японскую автокорпорацию происходят на фоне роста ее популярности на мировых рынках. Так, за первое полугодие в Европе Toyota продала на 15% больше по сравнению с прошлым годом. В США за полгода владельцами Toyota стали почти 1 млн человек (в целом объем продаж в 2003 году составил более 11 млн авто, из них 1,6 млн -- марки Toyota), ожидается, что еще столько же будет реализовано до конца года. Причем особое внимание японцы уделяют укреплению позиций в сегменте полноразмерных внедорожников, который на фоне падения интереса ко всем другим типам машин, включая легковые седаны, признается в США самым перспективным (к 2008 году продажи должны достигнуть отметки 4,8 млн внедорожников).

Основными конкурентами японцев в этой нише являются автомобили «большой тройки» -- американских концернов Ford, General Motors и DaimlerChrysler. В то время как продажи Toyota в прошлом году выросли на 11,2%, продажи GM упали на 2,1%, Chrysler -- на 3%, Ford -- почти на 4%. В этом году японцы обещают увеличить свои продажи в Америке еще на 9%.

Кампании против внедорожников уже давно перестали быть редкостью в США. Одна из громких акций прошла в ноябре прошлого года, когда группа экологов обвинила внедорожник Hummer (GM) в глобальном потеплении, загрязнении атмосферы и провоцировании астмы у детей, приравняв его по вреду для здоровья к сигаретам, и даже организовала в крупных городах штатов национальный день протеста против Hummer. Однако затем выяснилось, что внедорожники весьма ценны для политиков: им нужны голоса владельцев этих машин. Джордж Буш лично пообещал (вслед за Арнольдом Шварценеггером, которому подобные меры помогли стать губернатором Калифорнии) снизить налоги на автомобили с большим двигателем. А лозунг "Хочешь Hummer? Голосуй за республиканцев!" стал частью предвыборной кампании президента США.

Яна ГОДОВАНАЯ