Время новостей
     N°149, 20 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.08.2004
Во всем виноват бензин
Рост цен на нефтепродукты провоцирует инфляцию
Правительство может не выполнить свои планы, согласно которым инфляция в этом году должна составить не более 10%. Вчера после заседания правительства министр экономразвития Герман Греф заявил: «Инфляция в августе вызвана высокой динамикой роста цен на нефтепродукты. Практически только благодаря ценам на нефтепродукты мы не получили дефляцию в августе (как планировалось. -- Ред.). Уже за две недели августа у нас инфляция 0,2%». Правда, как бороться с этим недугом, в кабинете министров пока точно не знают. Эксперты Русского топливного агентства (РТА) прогнозируют, что нефтепродукты у оптовых поставщиков будут «плавно дорожать» и к октябрю цены подрастут еще примерно на 15%.

С начала года нефтепродукты уже подорожали на 30%. Причем оптовые цены на дизельное топливо буквально с начала августа уже увеличились на 8%, до 10,27 тыс. руб. за тонну. По данным РТА, стоимость бензина А-76 в августе выросла на 2%, а АИ-92 -- на 1%. Эксперты считают, что значительный рост цен на дизельное топливо вызван увеличением спроса в период сельхозработ. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев на днях уже выражал этим недовольство.

«Динамика роста цен на бензин, к сожалению, заметно превышает прогноз, -- констатировал вчера Герман Греф. -- Мы попытаемся как-то регулировать эту ситуацию». Одной из мер, в частности, по его словам, может стать увеличение экспортных пошлин на нефтепродукты с 9 сентября (они составят 65% от экспортной пошлины на нефть). Впрочем, г-н Греф не уверен в действенности этой меры. «С учетом завязанности России на внешние энергетические рынки мы вряд ли что-то сможем сделать, -- сказал он. -- Но существуют и другие механизмы сдерживания цен на нефтепродукты. Есть и инструменты конкурентной политики, а также инструменты, связанные с демонополизацией рынка. Этой темой сейчас занимается Федеральная антимонопольная служба». Правда, он не уточнил, что действия ФАС пока приводят к обратному результату -- росту цен на бензин. К примеру, в июне ФАС уличила «Астраханьгазпром» и «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» в том, что они одновременно установили равные цены на бензин. В конце июля дело было прекращено, поскольку, по словам руководителя теруправления ФАС по Астраханской области Николая Маслова, «компании устранили нарушения -- на заправках «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукта» цена была поднята».

По словам сотрудника одной из компаний, занимающихся оптовой торговлей нефтепродуктами, в сентябре АИ-92 подорожает в среднем на 5--8%, в рознице рост будет чуть ниже. «Однако уже сейчас, -- сообщил он Интерфаксу, -- А-76 и дизтопливо идут нарасхват. Естественно, дефицит связан с сезонным спросом. Но основная причина -- повышенный спрос на дизель в Европе и небывалый объем его экспорта из России».

Впрочем, эксперты Российского топливного союза (РТС) полагают, что наиболее сумеречные прогнозы, озвученные в последние дни, все же далеки от реальности. «Сегодня на топливном рынке ажиотажа нет, -- заявил глава РТС Евгений Аркуша. -- А прогноз, по которому бензин у нас к следующему лету будет стоить 1 евро, -- полный бред. Для этого нет абсолютно никаких предпосылок».

Денис РЕБРОВ