Время новостей
     N°146, 17 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.08.2004
Давление обвинения
Суд признал, что архангельского «взрывника» могли бить на допросах
В Октябрьском райсуде Архангельска вчера состоялось заседание, на котором суд признал, что на обвиняемого во взрыве жилого дома в Архангельске могло оказываться давление со стороны следствия. На закрытом заседании было признано незаконным постановление областной прокуратуры об отказе в возбуждении уголовного дела по жалобе обвиняемого, который заявлял, что его явка с повинной была написана под физическим и психологическим давлением со стороны сотрудников правоохранительных органов. Как сообщили в пресс-службе управления судебного департамента Архангельской области, обвиняемый Сергей Алексейчик заявил, что «в момент задержания в отношении него были применены насильственные действия, и чистосердечное признание написано под давлением, то есть обвинил работников милиции в превышении должностных полномочий с применением насилия (ст. 286-3 УК РФ). Прокуратура объяснила свой отказ в возбуждении уголовного дела отсутствием события преступления. Суд признал постановление прокуратуры незаконным и необоснованным и обязал устранить допущенные нарушения».

Взрыв жилого 9-этажного дома в Архангельске, в результате которого погибли 60 человек, произошел в ночь на 16 марта этого года. Поначалу эксперты решили, что причиной трагедии стала обычная утечка газа, однако вскоре было установлено, что газовые краны в рухнувшем подъезде были открыты кем-то намеренно. Вскоре по подозрению в причастности к взрыву был задержан бывший сотрудник архангельского «Горгаза» Сергей Алексейчик, который подписал явку с повинной. По версии следствия, устроив утечку газа, он таким образом хотел отомстить своему бывшему начальству за свое увольнение. 29 апреля ему было предъявлено обвинение по ст. 105-2 (убийство двух и более лиц, совершенное путем взрыва) и 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение имущества по неосторожности).

Адвокат обвиняемого Людмила Коваленко уже назвала вчерашнее решение суда «первой маленькой победой», хотя и высказала неудовольствие по поводу закрытости судебного заседания. «По сути, у суда не было оснований объявлять процесс закрытым», -- заявила г-жа Коваленко. Закрытым заседание потребовал объявить прокурор. Он сослался на то, что в материалах дела фигурируют два протокола допроса обвиняемого, которые представляют собой тайну следствия. После того как судья Иванова удовлетворила просьбу прокурора, адвокат подала ходатайство об отводе судьи. Коваленко сослалась также на то, что судья нарушила принцип равенства сторон, уединившись перед заседанием с прокурором для консультации. «Они искали основания для того, чтобы объявить процесс закрытым, а меня не впустили в кабинет», -- заявила г-жа Коваленко. Суд отклонил отвод, и заседание прошло под председательством все той же судьи Ивановой в закрытом режиме.

Родственники Сергея Алексейчика, толпившиеся у кабинета, где проходило заседание, также встретили решение о «закрытости» процесса с большим негодованием. «Они пытаются скрыть от людей правду. Я слышала, что прокуратура сделает все, чтобы заседания, связанные со взрывом, были закрытыми», -- возмущается одна из свидетельниц по делу. В то же время сами свидетели, ожидавшие в коридоре решения суда, рассказали, что располагают сведениями о том, что на Алексейчика действительно «давили», причем не только психологически, но и физически -- угрожали расправой и били прямо на допросах. Более того, одна из свидетельниц призналась, что сотрудники милиции угрожали также и ей, если она не даст показания в таком виде, в каком того хочет следствие. «Сергею не объясняют его права: что он должен говорить, чего не должен. Это беспредел! Я добивалась встречи с ним, встречи с прокурором области, но мне отказали и не объяснили причину. Нам никогда не дадут узнать правду!» -- сетует мать обвиняемого.

Согласно ст. 144 УПК РФ дополнительная проверка фактов давления на обвиняемого должна пройти в течение десяти дней. После этого прокуратура может возбудить уголовное дело или вновь отказаться от этого.

Михаил СЕРАПИОНОВ, Архангельск