Время новостей
     N°143, 12 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.08.2004
Вижу цель
Правительство расскажет россиянам, в какой стране они живут
Сегодня на заседании правительства вице-премьер Александр Жуков расскажет, как министерства, федеральные службы и агентства собираются в ближайшие годы улучшать жизнь каждого россиянина. Доклад получился внушительный -- более 250 страниц.

Составлен он на основе материалов, представленных самими министерствами и ведомствами. По единой методике, разработанной с учетом опыта развитых стран, министерства определили для себя цели и средства для их достижения. Сегодня станет ясно, смогут ли министерские планы привести к решению поставленных президентом ключевых задач -- удвоению ВВП к 2010 году и уполовиниванию бедности за три года, дадут ли возможность расходовать бюджетные средства более эффективно.

Как сообщил «Времени новостей» высокопоставленный правительственный источник, суть нынешнего этапа бюджетной реформы как раз и заключается в концентрации средств на приоритетных направлениях. В том, чтобы дать возможность министерствам и ведомствам самим составлять целевые программы и отвечать за них.

Важность рассматриваемого сегодня вопроса заставила премьера Михаила Фрадкова прервать отпуск. По данным источников «Времени новостей», он решил лично провести сегодняшнее заседание правительства, хотя две недели назад говорил, что будет следить за обсуждением из Сочи. В Москву премьер прилетел вчера вечером.

Накануне г-н Жуков уже второй раз на этой неделе говорил о новом этапе реформы бюджетного процесса с президентом Владимиром Путиным. «Мы должны ответить на вопрос, на что расходуются бюджетные деньги и какой результат от этого получит гражданин. Дело не в количестве бумаг, подписанных министром, а именно в результате», -- сказал вице-премьер. И тут же разъяснил сказанное, что называется, на пальцах. Например, показателем работы Минздрава становится не количество денег, истраченных на здравоохранение, а рост продолжительности жизни, сокращение младенческой смертности. Минпромэнергетики -- улучшение жилищных условий. Минсвязи -- увеличение количества телефонов на душу населения.

С виду все это очень похоже на советскую плановую экономику. Впрочем, существует по меньшей мере одно принципиальное отличие. В условиях рыночной экономики государство не строит жилье и не ставит в домах телефоны. Это делают компании, пусть даже во многих из них есть госкапитал. Задача правительства -- создать такие условия для бизнеса, например через упрощение выхода на рынок, улучшение инфраструктуры, снижение налогового бремени и т.д., чтобы он с выгодой для себя выполнял задачи социально-экономического развития страны. «Достижение большинства характеристик не является результатом прямого регулирования со стороны правительства», -- говорится в проекте доклада, выносимого сегодня на обсуждение правительства. По сути, министерства и ведомства будут отчитываться за результаты косвенного регулирования, за созданную ими благоприятную атмосферу в курируемых сферах. Причем, как объяснил президенту вице-премьер, эти показатели основаны на мировом опыте и позволяют сравнивать уровень жизни в России с другими странами.

Такой подход не мог не заинтересовать президента. Он предложил правительству объяснить людям, «где мы находимся сейчас, показать в динамике за последние четыре-пять лет, дать объективные цифры основных показателей, чтобы можно было сделать и объективную оценку гражданам». «Это может быть откровением для некоторых из них», -- сказал глава государства. Александр Жуков обещал такие показатели представить. «В дальнейшем по их динамике можно будет судить об эффективности работы и правительства в целом, и каждого министерства», -- подчеркнул вице-премьер.

Откровением, например, может стать показатель под названием «индекс развития человеческого потенциала». Он широко применяется в мировой практике, в том числе в документах ООН. Так вот сегодня по этому показателю Россия даже не достигла уровня последних лет советской эпохи. В 2002 году она занимала 57-е место из 177 стран, для которых рассчитывается такой индекс. Правительство такая ситуация не устраивает. В докладе поставлена задача к 2010 году догнать по этому показателю Грецию, Португалию, Испанию, Хорватию, Венгрию.

Прямое влияние на «индекс развития человеческого потенциала» имеет уровень бедности -- доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. В докладе ставится цель довести ее до 10% к 2007 году. Если это удастся сделать (по итогам 2003 года доля бедных составляла примерно 20%, или примерно 30 млн человек), то будет выполнена одна из ключевых задач, поставленных президентом, -- двукратное сокращение количества малоимущих. Впрочем, по расчетам Минздрава, который, кстати, называет именно борьбу с бедностью своей первой стратегической задачей, на уполовинивание бедности к 2007 году нужно будет израсходовать от 256 до 279 млрд руб. Их предполагается потратить на увеличение зарплат бюджетникам, пенсий, пособий, поэтапное повышение МРОТ.

Найдет ли Минфин такие деньги и рискнет ли выплеснуть их в экономику, большой вопрос. Ведь тогда рост инфляции вполне может оставить бедных бедными. А ведь еще нужны деньги, например, на улучшение упомянутого г-ном Жуковым показателя младенческой смертности. По итогам прошлого года он составлял примерно 12 малышей на тысячу родившихся. Задача -- снизить его вдвое. И на это, точнее «на финансирование мероприятий по охране материнства и детства», нужно тратить 20--30% от нынешнего консолидированного бюджета по здравоохранению (сейчас тратится 9,5%).

Другие министерства не отстают. Им также нужны дополнительные средства для реализации поставленных задач. В такой ситуации экономическим ведомствам, главным образом Минфину и Минэкономразвития, придется очень постараться, чтобы экономика росла темпами, позволяющими увеличивать расходы в реальном исчислении при одновременном сокращении непроцентных расходов по отношению к ВВП.

Одно из решающих условий экономического роста -- оптимальная налоговая нагрузка. К 2007 году эту нагрузку Минфин планирует сократить еще на 15% по сравнению с годом нынешним. Инфляция, ответственно сообщает Минфин, составит в 2005 году менее 9%, в 2006-м -- менее 7%, 2007-м -- менее 6%. Цель определена как годовой рост потребительских цен на 3%. Она должна быть достигнута к 2010 году.

Что касается Минэкономразвития, то главное в его планах -- способствовать росту ВВП. Однако из представленной министерством таблицы неясно, удваивается ли наш ВВП к 2010 году. Также МЭРТ надеется на двукратный рост к 2007 году прямых иностранных инвестиций (с 6,8 млрд долл. в 2003 году до 14 млрд в 2007-м). А вот существенного увеличения доли малых предприятий в структуре ВВП не вырисовывается. В 2007 году эта доля усилиями МЭРТ должна составить 15% против 13% в этом.

Большинство современных развитых стран уже перешло к программно-целевому планированию. Причем переходный период занял довольно продолжительное время. По мнению источника в правительстве, у России этот путь займет от трех до десяти лет. Процесс будет запущен с 2006 года, когда на основе программно-целевого планирования будет сверстан бюджет.

Окончательный вариант сводного доклада будет подготовлен в декабре, после утверждения бюджета 2005 года. А в апреле 2005 года предполагается согласовать целевые программы, которые и станут основным средством достижения министерствами и ведомствами поставленных целей.

Политическую ответственность за неисполнение программно-целевых показателей будут нести правительство и министерства, сказал источник. «Никто никого по-детски ставить в угол не будут. Избирателю уже не по-детски придется принимать решение на выборах, устраивает ли его правительство, которое не справляется с исполнением намеченных показателей», -- сказал он.

Михаил ВОРОБЬЕВ, Вера КУЗНЕЦОВА