Время новостей
     N°140, 09 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.08.2004
Закрыть нельзя расследовать
Генпрокуратура не хочет прекращать дело «Зарубежнефти»
Все более комичные формы приобретает ситуация вокруг уголовного дела о мошенничестве со средствами «Зарубежнефти». Изначально подозревалось, что нефтяная компания в результате ряда сомнительных сделок лишилась крупного пакета облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) и акций «Северной нефти». Однако Следственный комитет (СК) при МВД РФ, допросив более 60 крупных банкиров и предпринимателей, пришел к выводу, что данная история лежит в плоскости гражданско-правовых отношений и никакого криминала в ней нет. Поэтому уголовное дело уже дважды закрывалось с формулировкой «за отсутствием состава преступления», однако Генпрокуратура всякий раз распоряжалась возобновить расследование. Последний раз такое решение в ведомстве Владимира Устинова приняли буквально на днях.

Первыми судьбой активов «Зарубежнефти» заинтересовались представители Счетной палаты (СП) РФ, которые передали все материалы ГУБЭП МВД РФ. Милиционеры выяснили, что к середине 90-х годов у нефтяной компании скопилось большое количество ОВГВЗ, которые было решено пустить в оборот. В августе 1997 года «Зарубежнефть» взяла в банке «Империал» кредит в 3,9 млн долл. и в тот же день приобрела на них акции Славянского банка. Дальше нефтяная компания передала эти акции «Империалу» в качестве обеспечения уже полученного кредита, а потом заменила залог с акций Славянского банка на ОВГВЗ. Одновременно «Зарубежнефть» передала «Империалу» еще ОВГВЗ на 5,9 млн долл. Взамен банк должен был выдать нефтяникам новый кредит, но почему-то этого так и не сделал.

Затем, как установили представители МВД РФ, «Зарубежнефть» передала Славянскому банку право на управление ОВГВЗ, находившимися под залогом в «Империале». В результате облигации долго переходили от одного владельца к другому и на каком-то этапе были проданы East-West United Bank, а потом их следы вовсе затерялись. В 2001 году «Зарубежнефть» погасила все долги перед «Империалом», однако отданные в залог ОВГВЗ ей назад так и не поступили. Причем, по данным МВД РФ, сама нефтяная компания и не требовала возврата облигаций.

По всем этим фактам в начале 2003 года Следственный комитет при МВД РФ возбудил уголовное дело. В рамках расследования внимание милиционеров также привлекли отношения «Зарубежнефти» и «Северной нефти». При создании «Северной нефти» «Зарубежнефть» внесла в ее уставной фонд 5 млн долл., а взамен получила 10% акций компании. Но потом «Зарубежнефть» продала их структурам, близким к Андрею Вавилову, всего за 12 млн руб. (400 тыс. долл.). Также было установлено, что «Зарубежнефть» через банк «Империал» выдала «Северной нефти» кредит в 21 млн долл., а взамен получила векселя «Северной нефти». Эти ценные бумаги постепенно погашались, однако потом «Зарубежнефть» зачем-то обменяла ликвидные векселя «Северной нефти» на векселя Промсвязьбанка.

В рамках расследования СК провел ряд обысков в офисах «Северной нефти». Также на допросах у следователей побывали десятки людей, в том числе бывший глава «Империала» Сергей Родионов, два его зама -- Владимир Столяренко и Иван Большаков, нынешний глава «Империала» Владимир Форосенко, бывший глава «Зарубежнефти» Олег Попов и ее нынешний руководитель Николай Токарев, финансовый директор «Северной нефти» Вадим Теремец и т.д. Все они говорили разное. Единственное, в чем сходились банкиры и предприниматели, так это в том, что во всех этих сделках никакого криминала нет. Изучив материалы, СК в конце 2003 года первый раз закрыл уголовное дело. В Генпрокуратуре сочли, что следователи провели не все экспертизы, и распорядились возобновить расследование. Однако и после дополнительной работы следователи пришли к прежним выводам: в этой истории нет состава преступления, и она относится к гражданско-правовым отношениям. Поэтому в июне дело было прекращено, но в Генпрокуратуре на днях снова отменили такое постановление СК. В ведомстве г-на Устинова считают, что необходимо провести новые экспертизы и установить, кому сейчас принадлежат злополучные ОВГВЗ. Сделать это практически невозможно. В свое время глава «Империала» (недавно у банка отозвали лицензию) Владимир Форосенко так объяснял ситуацию «Времени новостей»: «ОВГВЗ по распоряжению «Зарубежнефти» были переданы в управлению банку «Славянский». Причем на этом этапе ОВГВЗ имели номера, но в ходе дальнейших операций с облигациями они обезличились, и найти их сейчас невозможно».

Александр ШВАРЕВ