Время новостей
     N°140, 09 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.08.2004
Всероссийская заначка
На случай войны в Госрезерве хранится 5 тысяч наименований товаров
В конце минувшей недели в Москве прошла международная научно-практическая конференция по вопросам контроля за сохранностью и качеством товарно-материальных ценностей государственного резерва. Свои делегации прислали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Молдавия и Россия.

Участники конференции обменялись новыми технологиями хранения государственных запасов. Шла речь и о товарных взаимозакупках. В частности, Россия закупает хлопок у Таджикистана. Тот в свою очередь нуждается в помощи при устройстве хранилищ, поскольку только с прошлого года начал накапливать продукцию -- раньше было не до того. Между тем для каждого продукта нужна инструкция по хранению. Даже для железнодорожных шпал. Тут у российских специалистов большой опыт. Всего же в российский Госрезерв заложена продукция 5 тыс. наименований. Оказался востребованным и опыт Украины, система госрезерва которой имеет в своем составе мукомольные и сахарные заводы. Белоруссия же преуспела в изготовлении препаратов против... моли.

Среди участников конференции оказался известный путешественник Дмитрий Шпаро. «Одни страны используют энергию морских приливов, другие, как Голландия, силу ветра, -- рассказал г-н Шпаро обозревателю «Времени новостей», -- а в России большую часть территории занимает вечная мерзлота. И это тоже надо использовать. В частности, при устройстве хранилищ Госрезерва».

Еще в 1900 году русский исследователь и путешественник Эдуард Толль заложил на Таймыре набор продуктов: черные сухари, крупа «Геркулес», шоколад, два сорта чая и, главное, 48 банок консервов, предназначавшихся для войск, -- щи с мясом и каша. Толль погиб в 1902 году, но по его дневникам экспедиция Шпаро, делавшая на Таймыре остановку по пути к Северному полюсу, в 1973 году нашла этот склад. Продукты оказались великолепного качества. Уже в следующем, 1974 году, Госрезерв СССР снарядил новую экспедицию. К имеющимся продуктам Толля заложили новые, свежие. Часть -- до 2000-го, часть -- до 2050 года, часть -- на бессрочное хранение. Буквально через неделю Дмитрий Шпаро собирается продегустировать продукты закладки тридцатилетней давности. Обозреватель «Времени новостей» приглашен на пиршество.

Участников конференции по спутниковому телефону связали с экспедицией, которая на Таймыре в этот момент заложила в вечную мерзлоту капсулу с посланием потомкам и пожеланием вскрыть в 2050 году. Говорится в послании о великой стране СССР, которая распалась, перечисляются республики, которые в Союз входили. Таймыр, по признанию специалистов, годен лишь для эксперимента, но не для устройства самих складов -- нет подъездных путей. Вот Воркута -- другое дело. Зато хранение продуктов в вечной мерзлоте действительно выгодно -- не нужны энергозатраты на холодильники.

Сколько в России пунктов Госрезерва и где они расположены, знают считаные люди. Но один из складов известен -- рассекреченный «Эталон» близ Новомосковска Тульской области. Территория его, обнесенная забором с колючей проволокой, невелика, поскольку склады находятся под землей. Раньше, до 1968 года, здесь шла добыча гипса. В горных выработках и расположены материальные ценности.

... Надеваем элегантные куртки с надписью «Росрезерв», через плечо -- сумка с аккумулятором, питающим шахтерскую лампочку на ярко-красной каске. В подземный город ведут два вертикальных ствола по 125 метров глубиной и почти 6 метров в диаметре. По ним медленно плывут вверх-вниз лифты. Из открытого лифта видны поржавевшие металлические конструкции. Внизу круглый год температура 8--10 градусов. После жаркого солнца наверху здесь ощущается прохлада. Влажность тоже поддерживается постоянная -- 64--70%. Насосы гонят по тем же шахтным стволам воздух снаружи -- 43 тысячи кубометров в час. На случай прорыва грунтовых вод двери плотно закроют входы в город.

Подземные залы чем-то напоминают Новоафонские пещеры -- столь же громадные, только здесь соблюдены геометрические формы. Стены «залов» - серые, из гипса. Трудно сказать, сколько миллионов лет назад они сформировались. Мобильный телефон на такой глубине, естественно, не работает. Зато есть шахтерский телефон с тяжеленной трубкой и висящим рядом списком абонентов от директора комбината до сауны. На случай отключения электричества внизу есть дизельэлектроагрегаты мощностью 200 киловатт. По потолку и стенам, как в метро, змеятся кабели. Содержимое складов, которое нам представили, главным образом мешки с сахаром и крупой, ящики с тушенкой. Мешки либо из джута, либо из полипропилена. Остальная продукция, как нам рассказали, хранится так же. Но, пожалуй, самое любопытное, что сообщили хозяева этого подземного города: над нами, оказывается, шесть водоносных слоев -- речки, ручьи, озера с их рыбами и лягушками.

На такой глубине нет автомобилей, которые могут загазовать воздух, -- только электрокары. Станции для зарядки аккумуляторов для них находятся здесь же. Крыс, этих извечных спутников складов, нет. Как нет вообще никакой живности -- что называется, муха не пролетит, ни жучка нет, ни червячка. В этих глубинных подземельях свои автодорожные знаки: ТХ означает тихий ход, С -- стоп. В подземном городе специалисты, не дожидаясь вопросов, начинают развенчивать легенды, которые постоянно в ходу. Одна из них про то, что солдат кормят мясом, заложенным еще в 1947 году. На деле мясо хранится не более 18 месяцев, причем хранят здесь только мясо крупного рогатого скота. Свинины нет -- она быстрее портится. Набиваются склады в зависимости от вызовов и угроз. В последнее время, например, не хранят кирзовые сапоги, не делают запасов газа, как было в СССР. Однако сырая нефть хранится.

Госрезерв хорошо знает тех, кто поставляет ему продукцию. Однако от подделок, фальсификации и контрафактной продукции никто не застрахован. И потому специалисты очень заинтересовались предложением внешнеэкономического объединения «Техмашимпорт» -- новой технологией микронитей и микроточек размером 0,5--1 мм «ДатаДот», которая позволяет избежать подделок продукции, выявить продукцию контрафактную, наладить систему распознавания. С помощью этой технологии можно определить, например, угнанный автомобиль. Помечаться в нескольких точках могут и оружие, консервы. При наличии микроточек становится ненужной кодировка.

Еще одна новинка, активно внедряемая Госрезервом, -- международная система качества ХАССП. Как сказал «Времени новостей» директор Научно-исследовательского института проблем хранения доктор технических наук профессор Вячеслав Яковлев, система уже введена в России в качестве ГОСТа. Аттестаты ХАССП пока имеют очень немногие, однако институт проблем хранения -- среди них. Впрочем, удивляться тут нечему: в системе Госрезерва и должно быть собрано все лучшее. Поскольку от нее зависит, выживет ли страна в лихую годину.

Николай ПОРОСКОВ