Время новостей
     N°139, 06 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.08.2004
Сверим часы
Российский ВВП отстает от графика своего удвоения
Вчера глава Минэкономразвития Герман Греф познакомил правительство с итогами развития экономики России в первом полугодии и прогнозами на второе. Главный вывод: искомый для удвоения ВВП к 2010 году показатель роста не вырисовывается.

По расчетам экспертов, необходимо увеличение ВВП на 7,2% в год, а по выкладкам Минэкономразвития по итогам 2004 года выходит только 6,7%. Причем на таком показателе ведомство г-на Грефа настаивает даже несмотря на то, что в первом полугодии ВВП вырос на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Минэкономразвития явно не хочет рисковать и идти на поводу у тех, кто требует более амбициозного прогноза, поскольку плата за риск может быть слишком высокой.

Как известно, на основе выкладок ведомства г-на Грефа верстается бюджет 2005 года. В Минэкономразвития и Минфине справедливо полагают, что лучше подстраховаться и планировать бюджетные доходы и расходы на основе более пессимистичных оценок, чтобы в случае неблагоприятных тенденций не прибегать к сокращению бюджетных обязательств государства.

Для России неблагоприятные тенденции -- это прежде всего падение цен на нефть. В первом полугодии средняя цена российской нефти составила 30,8 долл. за баррель. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года она выросла более чем на 15%. Учитывая, что цену на нефть предсказать практически невозможно (это признают и правительственные чиновники, и аналитики), МЭРТ и Минфин при подготовке прогноза развития экономики и формировании бюджета всегда исходят из того, что цена упадет. Поэтому прогнозные показатели второго полугодия подсчитаны, исходя из цены «черного золота» ниже 30 долл. за баррель. Вспомнив к тому же об «эффекте базы», иными словами мощном росте во втором полугодии 2003 года, МЭРТ и вышел на увеличение ВВП по итогам года только на 6,7%. Впрочем, г-н Греф не исключает, что если цена главного природного богатства России во втором полугодии взлетит выше 30,4 долл. за баррель, то ВВП может вырасти даже на 7,1%.

Зато за аналогичный показатель роста промышленного производства по итогам года г-н Греф готов поручиться уже сегодня. Лидерами выступают машиностроение и металлообработка (15-процентный рост в первом полугодии). Причем среди главных катализаторов процесса выступает все тот же ТЭК. Второе место среди отраслей, производящих конечную продукцию, заняли пищевики (рост на 6%). Что касается производителей сырья и материалов, то там лидирует химическая и нефтехимическая промышленность (рост на 9,1%) и топливная промышленность (8,2%).

Впрочем, в отечественной промышленности не все так безоблачно, как может показаться, глядя на цифры. Дело в том, что она не в состоянии удовлетворить растущие запросы населения, доходы которого продолжают увеличиваться. Сегодня 67% внутреннего спроса покрывается за счет импорта. В первом полугодии он вырос почти на 25%, в два раза опередив темпы роста внутреннего спроса. По словам г-на Грефа, отечественные товаропроизводители не выдерживают конкуренции. И отнюдь не из-за укрепления реального курса рубля, как считают многие экономисты, а по более банальной причине -- из-за безнадежно устаревшего оборудования. Согласно опросу предприятий, проведенному Институтом экономики переходного периода, 71% респондентов назвали именно древнее оборудование главным фактором, влияющим на конкурентоспособность. Растущий по отношению к доллару курс рубля занял лишь девятое место среди десяти упомянутых негативных факторов.

Уровень инфляции первого полугодия в 6,1% г-на Грефа, похоже, не особо расстраивает. Он заверяет, что есть все возможности удержать рост потребительских цен в рамках прогнозных 10%. При этом министр экономики не согласился с мнением одного из участников заседания правительства, губернатора Липецкой области Олега Королева, заявившего, что инфляцию сильно разгоняет рост цен на бензин. Г-н Королев, пугая присутствующих ростом цен на зерно, хлеб и другие продукты, предложил повысить экспортные пошлины на нефтепродукты, чтобы бензин не вывозился за границу. Герман Греф в ответ заявил, что поднимать пошлины выше нынешнего уровня нельзя, поскольку тогда производство нефтепродуктов на многих заводах перестанет быть рентабельным.

Не поддержал министр и предложение главы Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова о повышении МРОТ с 600 до 1000 руб. Таким способом профсоюзный босс хотел сократить увеличивающийся разрыв между самыми богатыми и самыми бедными. Год назад дифференциация населения по уровню доходов (соотношение 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения) составляла 15 раз, а сейчас повысилась до 15,2 раза. Даже несмотря на уменьшение числа россиян, живущих за чертой прожиточного минимума. Во втором квартале прошлого года таких было почти 34 млн человек, а сейчас 29,8 млн. Как видно, богатые богатеют быстрее, чем бедные выбираются из нищеты. По убеждению главы Минэкономразвития, одно из негативных последствий законодательного увеличения МРОТ -- рост нелегальной занятости.

Об одном важном показателе, характеризующем состояние экономики, Герман Греф умолчал, видимо не желая расстраивать коллег. Речь идет об оттоке частного капитала. Ранее глава Минфина Алексей Кудрин говорил, что 2004 год должен стать первым годом чистого притока капитала. Однако пока выходит наоборот. По итогам первого полугодия из страны ушло капитала примерно на 5 млрд долл. больше, чем пришло. И это не предел. Герман Греф, вынужденный отвечать на вопросы журналистов после заседания правительства, сообщил, что, по оценкам его министерства, этот показатель вырастет к концу года до 8--8,5 млрд долл. Прогнозы Центробанка немного оптимистичнее -- 6 млрд долл. Однако суть не в этом. Несмотря на заверения правительства, что инвестиционный климат в России становится все мягче (они подкрепляются, например, данными более чем о 12-процентном росте инвестиций в основной капитал в первом полугодии), отечественный бизнес предпочитает вкладывать деньги преимущественно за пределами России. О причинах г-н Греф говорить не стал. Видимо, решил, что их и так все понимают.

Михаил ВОРОБЬЕВ