Время новостей
     N°138, 05 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.08.2004
Чемоданное опасение
Столичные вокзалы будут оборудованы аппаратурой для просвечивания багажа
На столичных железнодорожных вокзалах, как в международных аэропортах, скоро весь багаж будет в обязательном порядке просвечиваться, а пассажиры смогут попасть не перрон только через рамку металлодетектора. Об этом вчера сообщил заместитель начальника Московской железной дороги по безопасности и режиму Сергей Зазулин. Подобные нововведения, которые поначалу скорее всего вызовут недовольство у жителей и гостей столицы, путешествующих на поездах дальнего следования, должны, по мнению руководителей МЖД, обезопасить от терроризма не только сами вокзалы, но и всю Москву, воротами которой они являются. По подсчетам МЖД, только за семь месяцев 2004 года сотрудниками милиции и работниками железнодорожного транспорта на вокзалах, путях и железнодорожных станциях было обнаружено более 60 подозрительных предметов, которые при определенных условиях могли представлять угрозу. Примечательно, что буквально вчера же подтвердились и слова о том, что опасность, о которой говорил г-н Зазулин, действительно существует -- на площади трех вокзалов сотрудниками столичного уголовного розыска был задержан приезжий из Саратовской области, который нес начиненный порохом взрывпакет -- самодельное взрывное устройство.

В ближайшее время, впрочем, чемоданы, баулы, корзинки и рюкзаки, а также сами пассажиры будут дотошно проверяться только на Казанском вокзале -- он выбран в качестве экспериментальной площадки для «пилотного проекта антитеррористической защиты транспортных услуг». «На средства МЖД уже приобретены и установлены стационарные металлодетекторы. С их помощью милиционеры проводят выборочную проверку пассажиров и их ручной клади», -- рассказал г-н Зазулин. По его словам, на одном из самых многолюдных столичных вокзалов работают шесть металлодетекторов и одна рентгенотелевизионная установка. Ее присутствие пока является скорее «имиджевым актом» -- вряд ли с помощью этой единственной установки можно гарантировать благонадежность всего багажа, прибывающего и отправляющегося через Казанский вокзал.

Если экспериментальные образцы детекторов и установки для просвечивания багажа «зарекомендуют себя положительно», то впоследствии г-н Зазулин пообещал «внедрить» этот опыт и на остальных вокзалах столицы. Кроме того, МЖД со временем планирует установить и тотальный контроль за происходящим на перронах, в залах ожидания и поездах с помощью охранных видеокамер. Экспериментальным полигоном в области видеонаблюдения выбран уже Савеловский вокзал. Объясняя необходимость подобной меры, Сергей Зазулин сослался на мировой опыт использования теленаблюдения на транспорте. По его словам, «через два-три месяца после установки системы количество правонарушений снижается на 20--80%». Российским правоохранительным органам пока удалось с помощью видеокамер раскрыть на железной дороге лишь два убийства. Правда, и камер в МЖД тоже немного -- ими помимо Савеловского вокзала оснащены всего 39 пригородных электропоездов.

На антитеррористическую программу, которая позволит повысить уровень безопасности на железнодорожных вокзалах Москвы до стандартов международных аэропортов, МЖД, по словам г-на Зазулина, готова потратить около миллиарда рублей. Примечательно, что совсем уж безвозвратными эти капиталовложения не будут. Новые видеокамеры, металлодетекторы и установки для просвечивания багажа призваны не только обеспечить безопасность пассажиров, но и сократить расходы, которые Московская железная дорога несет по вине так называемых телефонных террористов. В этом году зафиксировано уже 226 звонков о заложенных на вокзалах и в поездах взрывных устройствах. При этом задержать удалось лишь 15 хулиганов, у которых можно через суд потребовать компенсации затрат. Между тем, по утверждению заместителя начальника МЖД по безопасности и режиму, каждая проверка вокзалов после звонков о якобы заложенной бомбе приносит ущерб в размере от 60 до 100 тыс. рублей.

Ирина БЕЛАШЕВА