Время новостей
     N°136, 03 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.08.2004
Немцы купили туры в Турцию
Российская индустрия отдыха дождалась крупного инвестора
Крупнейший в Европе туристический холдинг TUI AG объявил вчера о создании совместного предприятия с ЗАО «Мостравел». Ранее сообщения о выходе немецкого гиганта на российский рынок появлялись столько раз, что вчерашнюю новость не решились комментировать не только другие крупные субъекты отечественной туриндустрии, но и сами новые партнеры TUI из «Мостравел». В опубликованном вчера заявлении TUI AG говорится, что совместное предприятие, названное TUI Mostravel Russia (TMR), уже приступило к работе накануне, 1 августа 2004 года. В это предприятие переведены все активы и персонал «Мостравел». TUI пока владеет 34% акций TMR. Однако иностранный инвестор получил также опцион на приобретение еще 17% акций после 2006 года, что доведет его долю в капитале TMR до контрольной.

Группа TUI -- это разветвленный холдинг с немецкими корнями, ныне имеющий интересы в 18 странах Западной и Восточной Европы. Консолидированный оборот 431 входящей в него компании в 2003 году составил 19,215 млрд евро, а консолидированная прибыль -- 315 млн евро. TUI, в частности, владеет 3600 турагентствами, 285 отелями и 5 чартерными авиакомпаниями с общим парком в 104 воздушных судна.

Россию глава TUI AG Михаэль Френцель охарактеризовал как «интересный растущий рынок, который обещает привлекательный бизнес в ближайшие 3--5 лет». Не указывая прямо, какие именно сегменты этого рынка его интересуют, г-н Френцель констатировал, что наиболее популярными у российских туристов направлениями являются Турция и Египет.

«Мостравел» характеризуется в заявлении TUI как «один из ведущих российских туроператоров по путешествиям в Турцию и Египет». Правда, среди коллег в Москве эта компания с турецким капиталом считается скорее фирмой второго плана. По приблизительным экспертным оценкам, в прошлом году она обслужила более 100 тыс. туристов, а ее оборот составил порядка 35 млн долларов.

Бывший гендиректор «Мостравел» Мехмет Ак уверен, что вместе с TUI его фирма быстро увеличит свою долю рынка. Сам г-н Ак, правда, с момента создания TMR покинул компанию, уступив бразды правления бывшему коммерческому директору Рабсону Мамедову. Тем не менее на прощание уходящий руководитель сказал, что он «очень доволен новым партнерством с TUI» и что уже в 2005 году (первом полном году сотрудничества) совместное предприятие доведет число обслуженных клиентов до 200 тысяч.

Г-н Мамедов, которому предстоит воплотить этот план в реальность, был вчера не готов публично поддержать бывшего шефа. От имени г-на Мамедова его сотрудники передали корреспонденту «Времени новостей», что «завтра (т.е. сегодня. -- Ред.) мы издадим пресс-релиз, в конце недели, может быть, проведем пресс-конференцию», а на данный момент комментариев нет.

Еще три с половиной месяца назад Рабсон Мамедов так прокомментировал слухи о готовящемся объединении с TUI: «Выдумки! Если мне ничего об этом не известно, откуда могут знать другие?» Он сделал это эмоциональное заявление специализированному интернет-изданию BANCO в середине апреля 2004 года. Тогда г-н Мамедов, правда, признал, что соответствующие переговоры с TUI имели место в 2002 году и закончились безрезультатно. А с тех пор -- «ни встреч, ни даже подобных намерений», утверждал он.

В 2002 году TUI действительно активно выбирала, какую бы из российских туркомпаний купить, чтобы через нее выйти на местный рынок. Переговоры прошли, в частности, с фирмами «Нева», «Инна-тур» и «Туральянс». В прошлом году рынок будоражили упорные слухи, что выбор немцев уже вроде бы пал на «Туральянс», и само руководство фирмы эту информацию не опровергало. «Мы надеемся, что партнерство с немецкой компанией позволит нам внедрить новые технологии, начиная с профессионального программного обеспечения и заканчивая внедрением системы on-line оплаты поездок», -- говорил тогда директор «Туральянса» по связям с общественностью Богдан Курилко. Вчера г-н Курилко уклонился от обсуждения с корреспондентом «Времени новостей», почему эти надежды не осуществились.

Интересно, что в середине 90-х годов TUI уже «вторгался» в Россию, создав здесь дочернюю компанию «Ультрамар-экспресс». Компания одно время была лидером испанского направления, но захирела после того, как TUI вышел из ее капитала. Говорят, уход немцев был продиктован неспособностью усвоить специфическую манеру ведения дел, свойственную российскому бизнесу.

Михаил КУКУШКИН