Время новостей
     N°96, 04 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.06.2001
Где привет от Путина?
В Сочи открылся очередной «Кинотавр»
Открылся фестиваль вяло. Уровень был задан приветствием властей. Вместо ожидавшейся телеграммы от президента федеральный инспектор прочитал приветствие представителя президента в Южном федеральном округе генерала Казанцева. Как выяснилось позже, телеграмма от Путина была, но ввиду общей расслабленности ее не удосужились забрать с почты.

Подлинного воодушевления в народе не было, так что ведущим приходилось всячески подбадривать собравшихся. Беда в том, что большинство кинематографических знаменитостей, популярных в своей среде, широким массам неизвестно. К счастью, хотя бы в зале собиралась продвинутая публика -- гости, журналисты, отцы города, -- посильными выкриками отметившая писателя Бориса Акунина и овацией председателя жюри Марка Захарова.

Известно, что по умению встречать криком, свистом и аплодисментами на первое место выходят дети. 1 июня, в официальный день их защиты, «Кинотавр» прорепетировал свое открытие, собрав на концерт и фильм «Бременские музыканты» до отказа заполненный детишками зал. Вот тут и Михаил Пуговкин, и Леонид Ярмольник, и Александр Абдулов с Олегом Янковским (названы по убыванию восторгов) получили полное удовлетворение. Энтузиазма поубавилось, когда детишки начали смотреть фильм. Вместо любимого веселого мультика им показали зрелище претенциозное, вялое и невнятное. Самое обидное, что Александр Абдулов очень старался: он нашел много денег, уговорил сниматься известных актеров и «модельных» красоток, сценарий заказал знаменитому режиссеру Сергею Соловьеву, напридумывал кучу всяких приспособлений, шуток, забавных аттракционов, и все это добро ухнуло в бездну режиссерской беспомощности. Часть маленьких зрителей с фильма тихо убежала, а высидевшие по окончании с энтузиазмом обсуждали, что в зале видели живьем самого Диброва.

Дух междусобойчика и неформального общения, всегда присущий «Кинотавру», за эти годы настоялся как следует и теперь имеет статус отличительной особенности: официоз и профессионализм мы с облегчением оставляем западным фестивалям-гигантам, сами же наслаждаемся по-семейному, ибо узок круг кинематографистов. Впрочем, намечается тенденция к расширению. На «Кинотавре» будет представлено 11 дебютных картин. На самом деле режиссерских дебютов 13, но начинающих режиссеров Янковского («Приходи на меня посмотреть») и Абдулова («Бременские музыканты») решено из почтения к возрасту показать в общем конкурсе (хотя лучше бы не показывать вообще). Как подсчитала директор программ российского фестиваля Ирина Рубанова, каждая третья картина, снятая сегодня в России, -- дебютная. Если это симптом, а не случайность этого года, то тенденция складывается обнадеживающая.

Несмотря на уверения организаторов в том, что отбор на конкурс был, не оставляет впечатление, что по самым разным обстоятельствам на фестиваль попали все, кто хотел. Не хотел, например, Сокуров, но его уговорили простить недооцененного «Молоха» и отдать «Тельца» -- не в конкурс, конечно, но хотя бы для информационного показа.

Так что Сокуров в Сочи приедет, а вот Ван Дамм -- не известно. На вчерашнем открытии международного конкурса (3 июня) его не было. Организаторы обещают к 12-му, задержался, мол, из-за бракоразводного процесса, но мы-то уже ученые, знаем, что сроки меняют не к добру.

Город Сочи, наконец обретший своего градоначальника, что называется, «похорошел и пополнел». Вдоль набережной выстроены новые рестораны и кафе, прежние постройки посолиднели, стулья и столы поменяли, постелили новые скатерти, придумали замысловатые меню и дизайн, так что теперь Сочи перестал напоминать окраину Хургады. Хуже с публикой -- за новыми столиками часто восседают странные компании, состоящие примерно из дюжины молодых людей вполне уголовного вида. И музыка по-прежнему играет так громко, так весело, что за ее отсутствие нужно платить дополнительно. Впрочем, как мне объяснили некоторые депутаты городского собрания, расцвет этот город не радует, так как является следствием года безвластия. То есть, пока хозяина в администрации не было, представители теневой власти поделили лакомые участки прибрежной полосы между своими людьми, и «частный сектор» без всякого генплана понастроил свои кафе на общественной земле.

И, наконец, о погоде. В фестивальной газете «Кинотавра» прогноз на ближайшие две недели был помещен под оптимистическим заголовком «Снега не будет». Дождь закончился за десять минут до начала шествия гостей по звездной дорожке и начался снова, как только последняя «звезда» шагнула под навес Зимнего театра. В общем, проблем -- хоть отбавляй. О том, как они отражаются в современном кинематографе, читайте в следующих номерах.

Алена СОЛНЦЕВА, Сочи