Время новостей
     N°135, 02 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.08.2004
Конец банковского социализма
Дума ограничила 100-процентные гарантии по вкладам в Сбербанке
Государственная дума в субботу приняла решение исторического масштаба -- утвержденные сразу в трех чтениях поправки в закон «О страховании вкладов физлиц в банках», которые отменяют 100-процентные госгарантии по депозитам в Сбербанке, открытым после 1октября 2004 года. Принятие этих поправок непосредственно вслед за банковским кризисом -- совпадение, поскольку законопроект готовился уже несколько месяцев. Однако совпадение символическое: власти не побоялись принимать «непопулярный» закон в еще не остывшей от июльской паники обстановке, а поступили по известному принципу «шанс на проведение реформ есть только на волне кризиса».

В ходе летнего кризиса доверия к банкам население, по разным оценкам, унесло из частных банков от 0,9 до 1,2 млрд долл. Отток не коснулся ни одного из госбанков, а Сбербанк на пике кризиса (в первую неделю июля) и вовсе добился прироста частных вкладов на 10,3 млрд руб. Эксперты вновь заговорили о потенциальном росте доли «Сбера» на рынке частных вкладов (сейчас Сбербанк держит 1,086 трлн руб. частных депозитов, или около 60% всех депозитов населения). Причем, по данным только что проведенного опроса ROMIR Monitoring, 18% россиян назвали причиной кризиса попытку государства оттолкнуть вкладчиков от частных банков, «чтобы они принесли свои сбережения в Сбербанк». Еще 22% опрошенных связывают возникновение нестабильности с «попыткой государства подчинить себе банковскую систему», 20% -- с попыткой «оздоровления банковской системы» и 17% -- с обострением конкуренции между банками. В этих условиях законопроект об отмене госгарантий в «Сбере» -- а они, как считают банкиры, являются одним из главных его конкурентных преимуществ -- выглядит стимулирующей мерой для частного банковского сектора.

Законопроект, написанный зампредом банковского комитета Думы единороссом Василием Галушкиным (де-факто -- правительством), исправляет порядок, принятый парламентом в декабре прошлого года вопреки мнению кабинета министров. Тогда закон «О страховании вкладов физлиц в банках» установил, что возврат частных депозитов в кредитных организациях, в капитале которых участвует ЦБ (а единственным таким банком в России является Сбербанк), гарантируется в пределах 100 тыс. руб. Агентством по страхованию вкладов, а свыше этой суммы -- государством (при этом госгарантии действуют до начала 2007 года). Нынешние поправки предполагают, что госгарантии сохраняются по «старым» вкладам в Сбербанке в полном объеме до их истечения, а «новые» вклады (открытые с октября 2004 года) будут застрахованы на общих с другими банками условиях, то есть в пределах 100 тыс. руб. Таким образом, положение, утвержденное в декабре прошлого года о 100-процентной госгарантии вкладов в Сбербанке до 1 января 2007 года, отменено.

В пояснительной записке к законопроекту г-на Галушкина (а он был внесен в Думу еще в марте) говорилось, что нынешняя схема страхования вкладов дает Сбербанку «необоснованные конкурентные преимущества перед другими кредитными организациями». У него «возникают дополнительные возможности по привлечению средств населения, что повлечет дальнейшую монополизацию и без того монополизированного рынка банковских услуг». Первоначально поправки даже предполагали, что госгарантии «Сбера» будут отменены задним числом, с 27 декабря 2003 года (дата вступления в силу закона о страховании вкладов), однако, по выражению замгендиректора Агентства по страхованию вкладов Андрея Мельникова, «депутатов поправили их юристы», и в итоге эта дата была заменена на 1 октября 2004 года.

Эксперты и общественность оценили принятые поправки очень неоднозначно -- например, Владимир Жириновский назвал их «финансовой диверсией», направленной на подрыв стабильности Сбербанка, а в администрации президента, Минфине и Центробанке заявили, что документ стимулирует конкуренцию в банковском секторе, а финансовой устойчивости «Сбера» он не грозит. Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев отметил, что поправки «создают равные условия в банковской сфере» и их цель -- «обеспечить равную ресурсную базу для всех банков». Однако против документа выступили фракции КПРФ, «Родина» и ЛДПР и некоторые независимые парламентарии. В частности, экс-глава Минфина Михаил Задорнов, слова которого приводит Интерфакс, заявил, что снятие госгарантий может напугать вкладчиков, а ведь «отток вкладов из банков только начал приостанавливаться». При этом, считает он, перераспределение будет не в пользу частных банков -- население скорее начнет переводить свои средства в валюту.

Многие депутаты выразили беспокойство по поводу финансового состояния самого «Сбера», которое, как они полагают, может ухудшиться в связи с ограничением гарантий. Однако глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович заверил, что Сбербанк «остается самым надежным банком РФ и ему ничего не грозит». Зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев, выступавший против принятия поправок, в разговоре с газетой «Время новостей» согласился с г-ном Дворковичем («Сбербанк слишком велик, чтобы обанкротиться»), однако, уверен он, принятый законопроект не имеет смысла, поскольку госгарантии по вкладам в Сбере -- это формальность, выполнить которую правительство все равно никогда не сможет. При этом «упасть Сбербанку оно никогда не даст». «Государство физически не в состоянии рассчитаться по вкладам в Сбербанке, также, как это будет делать Агентство по страхованию вкладов в случае банкротства частных банков, -- говорит он, -- Если что-то случится с таким банком, единственный способ спасти ситуацию - это поддержать банк ликвидностью». «Зачем же тогда было нервировать вкладчиков?», -- добавляет депутат. В итоге при необходимых 226 голосах за документ в первом чтении и в целом проголосовали 280 депутатов, «против» -- 104, воздержался 1.

Представители банков восприняли эту новость с радостью. «Эта мера уравняет всех участников рынка, и не повредит Сбербанку», -- говорит президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Между тем эксперты пока не уверены, что «выравнивание условий» за счет снятия декларативных гарантий приведет к улучшению конкурентных условий для остальных банков. «Эффект будет зависеть от того, как эти поправки будут разрекламированы обществу, ожидать каких-то серьезных последствий не стоит», -- уверен эксперт Moody's-Interfax Михаил Матовников. При этом он отмечает, что в масштабах Сбербанка любое разовое перераспределение вкладов на рынке «будет ничтожным».

Госдума в субботу сразу в трех чтениях приняла поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», которые передают функции ликвидатора банков, работающих с вкладчиками, от частных конкурсных управляющих Агентству по страхованию вкладов (АСВ). Одновременно поправки упрощают процедуру банкротства и повышают ответственность менеджмента банков-банкротов. Так, согласно документу, если руководители банка довели его до банкротства, они лишаются права занимать руководящие должности в кредитных организациях на протяжении нескольких лет. Кроме того, законопроект вводит уголовную ответственность за воспрепятствование действиям временной администрации Банка России (именно такой прецедент имел место в случае с ликвидацией Содбизнесбанка). «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ», ИНТЕРФАКС

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ
//  читайте тему  //  Банковский кризис