Время новостей
     N°135, 02 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.08.2004
Слежка за руками
Своевременных реформ не бывает. Любая реформа, даже трижды назревшая-перезревшая, все равно неизбежно вступает в противоречие с устоявшимся порядком вещей. Но самые большие проблемы начинаются тогда, когда государство одновременно затевает реформы, плохо сочетающиеся или даже противоречащие друг другу. Нечто подобное происходит сейчас в России.

Монетизация льгот -- самая "близкая к народу" из всех реформ в новейшей истории страны с момента отпуска цен правительством Егора Гайдара в январе 1992 года. Количество льготников в России запредельно велико, а весьма незначительные в денежном выражении льготы -- единственная возможность существования для большинства из них. В принципе замена льгот денежными компенсациями -- вполне логичное и справедливое решение. При двух условиях: если сумма выплат стопроцентно компенсирует натуральные льготы и если эта сумма выплачивается всем, кому положено, без малейших задержек при максимальной простоте процедуры получения денег.

Однако в России эта реформа в сознании ветеранов (а именно они -- основная категория льготников), прочно связанная с привычной им советской системой социального обеспечения, наложилась на реформу межбюджетных отношений. Мало того, что компенсации части категорий льготников отдаются региональным бюджетам -- при том, что регионы имеют право вовсе не платить эти компенсации. Есть опасения, что у регионов из-за грядущего с 2005 года нового порядка распределения доходов казны не будет возможностей ни для выплаты компенсаций, ни для сохранения натуральных льгот (их ведь все равно приходится как-то финансировать).

Теперь следите за руками. В рамках одной реформы -- системы льгот -- дополнительные финансовые обязательства (или, как нынче модно выражаться на минфиновском языке, мандаты) возлагаются на регионы. В рамках другой реформы -- межбюджетных отношений -- региональные доходы перераспределяются в пользу центра. Одно с другим явно не сочетается, хотя каждая реформа в отдельности может быть рационально объяснена.

Российская власть устроена так, что за каждую из реформ отвечает конкретное ведомство и его руководителям важнее отчитаться перед вышестоящими начальниками за "свою" реформу, нежели добиться скоординированных действий всего кабинета министров как главного исполнителя эпохальных преобразований. Раз министр здравоохранения Михаил Зурабов отвечает за монетизацию льгот, он думает только о том, как заменить льготы денежными выплатами. Раз министр финансов Алексей Кудрин отвечает за реформу межбюджетных отношений, он думает только о том, как уменьшить государственные доходы федерального центра при сокращении государственных расходов. О том, как ведомственный интерес г-на Зурабова будет сопрягаться с ведомственным интересом г-на Кудрина и что от этого конфликта интересов потеряют рядовые граждане, не думает никто.

Точно такая же нестыковка произошла между пенсионной и налоговой реформами. Каждая из них в отдельности вполне полезна и необходима. Россиянам конечно же необходимо иметь не только страховую, но и накопительную пенсию. Зарабатывать лично себе на достойную старость, иметь личный пенсионный счет, конечно, разумнее, чем всю жизнь платить свой пенсионный налог в общий котел и получить на старости лет грошовую пенсию. И налоговая реформа тоже нужна -- в любой нормальной экономике должна быть стройная, внутренне не противоречивая налоговая система, которая стимулировала бы экономический рост, белые зарплатные схемы и давала возможности людям легально зарабатывать приличные деньги. Но налоговую реформу у нас делают одни люди, а пенсионную -- другие. В результате в бюджете Пенсионного фонда от снижения Единого социального налога возникает такая брешь, что из пенсионной реформы автоматически выпадают все граждане старше 37 лет -- самая активная часть населения страны.

Левая и правая рука по отдельности делают что-то полезное. Наши руки вообще не знают скуки. Но за руками никто не следит. В системе исполнительной власти не создано механизма координации усилий разных ведомств, достижения сочетаемости реформ друг с другом. В итоге плюс на плюс дает минус -- вопреки всем законам арифметики.

Семен Новопрудский